«

»

Июн 25 2010

ДИВНОГОРЬЕ

День первый. Липецк-Лиски-Шатрище-Дивногорье

Описывать буду с точки зрения группы автозаброски…
Утром в 6:30, как и условились, начали собираться около Реала, разбирать, паковать вещи и велы в машины. Машин было две. В одну из машин с кузовом универсал было решено закинуть все велы, в другую – сели пассажирами.  Третий наш автономный экипаж в составе Финн и Ольга Че задерживался. Решено было их у Реала не ждать, а состыковаться уже в Лисках. Выехали в 7 утра, дорога до Лисок протекала обыденно, можно даже сказать скучно. И где-то в начале 11-го мы были уже в Лисках. Минут 15 ушло на поиск платной охраняемой стоянки. Стоянка обнаружилась около здания милиции недалеко от вокзала по цене 100 рублей в сутки.

Разгрузились. Начали неспешно собирать велы и ждать группу железнодорожной заброски. Заодно сходили в местную забегаловку похарчеваться, закупились провизией из расчета на 12 человек.

Utro: О необычной красоте Дивногорских мест я слышала давно, года 4 назад, и с тех же пор время от времени пыталась туда попасть. Назначались даты, подбирались компании, но все время что-то срывалось. Два года назад я с завистью читала отчеты Саши с Мишей и мечтала попасть в Дивногорье на экскурсионном автобусе. Но даже подумать не могла, что когда-нибудь окажусь в Дивногорье на велосипеде.

И вот свершилось! После недельных сборов и обдумывания списка необходимых вещей, покидав в рюкзак все, что подсказывал мой опыт (а вообще-то, из-за отсутствия такового, скорее все-таки фантазия))) еду к Реалу. Приехав, понимаю, что заложенный мной час для дороги оказался великоват и еще полчаса загораю перед торговым центром под нежарким утренним солнцем и косыми взглядами охранника. О том, что ждет меня дальше – одни догадки.
Но вот подъезжают машины, и оказывается, что вполне реально сложить паззл из пяти разобранных велосипедов в один легковой автомобиль. Выдвигаемся в путь, оставляя позади Липецк с начинающимся в нем рабочим днем. Дорога до Лисок пролетает быстро, в машине удается даже вздремнуть, в то время как водитель и штурман Миша и Саша разбираются с дорогой.
Лиски оказываются достаточно крупным районным центром. Компактно расположенные на одной площади авто и ж/д вокзалы, несколько «Магнитов», церковь.
Уже дома читаю в Интернете: В 1576 году на месте Лисок располагалась общероссийская «Сторожа на поле» — «Богатый затон». Для наблюдения за движением крымских и ногайских татар стал устанавливаться на летнее время русский сторожевой пост. После основания в 1585 году города-крепости Воронеж сторожевая служба в крае переходит к Воронежу, и под его защитой в Диком поле стали стихийно делаться первые попытки освоения богатейших пустуюших земель.
После недолгих поисков через площадь от вокзала находится и платная автостоянка. В ожидании машины сопровождения и электрической части группы обедаем в магазине «Лисенок», куда нас любезно отвел хозяин стоянки, и первый походный день начинается.

Ольга Че: Раннее утро. Предательскую мыслишку «а может забить на все и поспать» уверенно давлю и иду готовить завтрак. Финн любовно разбирает наши велосипеды, каждый элемент упакован, проклеен, промазан, в чем-чем, а в аккуратности ему не откажешь. Около 7 мне звонит Миша и говорит, что они упаковались и выезжают, будут ждать меня в Лисках. Я, конечно, соглашаюсь, но понимаю, что совершенно не знаю дорогу до Лисок. «Спокойствие, только спокойствие! Со мной лучший в мире штурман» — говорю я себе. Едем в Лиски, дорога замечательна, широкая, свободная, особенно на М4 , ехать одно удовольствие. Совсем скоро заветный поворот на Ростов. Ни я, ни Финн не знаем, где он, следим по навигатору: осталось 3 км, 2 км, 500 м… проезжаем… Ну что ж делать? Будем искать дорогу через Воронеж, ведь у нас есть чудо-навигатор. Сначала мы пытаемся найти дорогу, которая проходит по окраине Воронежа, чтобы не тратить время на пробки, но когда эта дорога заканчивается и впереди оказывается толи лесозаготовительная, толи тяжелая строительная техника, я начинаю заметно нервничать. Возвращаемся в город и находим-таки дорогу через город и тот заветный поворот на Ростов, потеряв больше часа. Когда мы выехали на прекрасную трассу до Лисок, наши уже были фактически там. На одном дыхании доезжаем до Лисок, там наша команда уже собрала велосипеды и ждет нас и «паровозную» группу. Первое, что бросилось в глаза в Лисках – белоснежная церковь, с голубыми куполами, красивая как невеста. Я подумала, что это отреставрированный храм 17-18 вв, а оказалось, что это наш современник, храм основан в 2004 и построен на народные пожертвования.

Rada: Что рассказать Вам про поезд? Рассказывать нечего, это самый удобный вид транспорта! Особенно если все «в елочку», как было с Киром у нас: ) 10 минут с перекуром заняло снятие колеса и зачехление…
Тетя все вовремя и громко объявила, неспешно дошли до платформы, встали аккурат под вагоном, поезд подъехал и двери раскрылись прямо перед нами! Неслыханная удача, учитывая время стоянки – 3 минуты.
Узнав, что мы всего лишь в Лиски, нам разрешили не корячится с велами… оставили их как есть – на полу…
Лично я поспала, Кирилл подремал… Попили чайку, поржали, поковырялись в носу – уже и выходить пора: )
Все ненапряжно и довольно быстро.
На вокзале уже и Баликс и Миша нас ждут – мы самые последние приехали: )

Уже к полудню жара стала допекать. Стало сразу ясно, что среднерусский зной будет сопровождать нас все четыре дня. Оставалось только терпеть и нырять во все встречавшиеся на пути водоемы. -)))

После полудня к нам присоединилась ж/д группа в составе: Кирсан, Рада и Баликс. И нас стало ровно 10 человек. В то же время подъехал Влад на машине поддержки. И мы стали пытаться впихнуть (то есть Влад запихивал в багажник девятки) «минимум» вещей. Это дурдом. Народ набрал столько вещей, что впору брать чемоданы. Как на юга. Мда… Машина поддержки расслабляет в нехорошую сторону.
Кое-как запихали все вещи (почти все, все не залезли). Леша Ляпсус мужественно потащил всю свою поклажу на себе.
Тут же выяснилось, что машина поддержки будет у нас только до воскресенья. Это стало неожиданным и очень неприятным сюрпризом. Потому как без предупреждения. Потому как не все прицепили к велосипедам багажники. Решать эту проблему оставили на потом.
Но на будущее вывод – не стоит полагаться на сторонние машины сопровождения! Да и вообще пора ездить без машин поддержки и обходиться спартанским минимумом вещей. Это вполне реально. И не напряжно вовсе.

На маршрут до Дивногорья выехали уже после 14-ти часов. Для начала нужно было переправиться на правый берег Дона. Даже по автомосту это оказалось непросто. На этот мост еще нужно было найти способ забраться. В итоге забрались по пешеходной лестнице.

На другом берегу Дона пришлось изрядно поплутать в кружевах железнодорожных развязок. А также постоянно расспрашивать местных про дорогу на Шàтрище (именно так, с ударением на первый слог). В это время первый раз потерялся Финн (с помощью навигатора конечно). -))))
Пока мы ожидали его на веадуке через ж/д пути с завидной периодичностью каждые пять минут под нами проносились поезда южного и обратного направлений. Лето началось!!!

Ольга Че: Наконец, наша команда в полном сборе и мы двинулись по маршруту. Настроение супер, катится на удивление легко, уж начинаю думать «не так страшен черт, как его малюют», да это мне не сложно, когда Кальчо и Миха сообщают, мол это еще цветочки, ягодки впереди…

Поднявшись в бугор, и прокатившись немного по возвышенности, вышли на высокий крутой спуск к Дону. Спуск крутой, и спуститься по нему в принципе было несложно, если бы не разбитое от жары и суши в муку меловое покрытие. Оно так и норовило спрятать в себе выбоины, либо грунтовые ловушки. На туго накачанных сликах и полусликах спускаться весь спуск пришлось на тормозах, отчего мои роторы покрылись легким слоем окалины.

Спустившись, мы обнаружили прекрасный песчаный пляж у реки с мутной донской водой. Но такая муть не смогла нас остановить от массового купания!!! -))) В такое пекло, повторюсь, нырять приходилось в каждый попавшийся водоем. Но это приятная сторона медали. А оборотной оказалось то, что дальше какой бы то ни было дороги не оказалось, кроме ж/д ветки. И мы, после часового балдения, поплелись пехом в тот самый, разбитый в муку, только уже подъем!!! И через пару минут пот снова залил глаза…

Ольга Че: Дорога в Дивногорье показалась мне самой легкой, не смотря на крутой спуск и вековую меловую пыль, с которой мне захотелось соединиться астралом и я припала к земле, а наши друзья подумали, что я просто упала и давай меня фоткать и хихикать rolleyes.gif Еще больше они хихикали, когда увидели мои синяки, с которыми можно сниматься в фильме ужаса без грима, но не искупаться в такую жару я не могла.

Utro: Пока едем по асфальту, все довольно похоже на Донское, но постепенно крутить педали становится все труднее – жара и горки делают свое черное дело. Дорога петляет и кажется, что проехали уже очень много, а оглянешься – за спиной вдалеке поблескивают купола все той же церкви. К тому же асфальт превращается в белую меловую щебенку, покрытую белой меловой пылью. Несколько раз мы пересекаем железную дорогу, по которой поезда идут на юг, наводя на мысли о море. Очередное такое пересечение в виде живописного туннеля под железнодорожным мостом наконец-то дарит прохладную тень, в которой так хочется остаться подольше. Но оказывается, наша цель – гора Шатрище, уже совсем рядом.

Наверху, на возвышенности ехалось легче. Суховей, хоть и горячий, но все-таки слегка обдувал. Внизу (если не в тени) было невыносимо. А в тени было невыносимо из-за комаров.

Но вот оно, Шàтрище, наконец-то. Отдельно стоящий меловой шатер у самого Дона. Поплутав около, узнали у местных самый пологий путь на вершину. Велы побросали у подножия под караулом Ляпсуса. С вершины горы открылся великолепный вид на Дон, Лиски. Созерцали немного. Полезли всем скопом в полузасыпанный вход в подземельные ходы. Спускались с фонариками по «расписанным» меловым лабиринтам довольно долго.
После пекла – резкий холод подземелья, пар изо рта. До самого низа лабиринта мы так и не осмелились дойти. Да и путь туда стал совсем уж экстремально-ползковым.

Ольга Че: По пути увидели тоннель, наверняка, ему несколько веков, потом полезли в Шатрище в пещеры. На улице жарища неимоверная, а там так прохладно, так хорошо, идем гуськом по узкому проходу, все стены испещрены надписями «здесь был Вася», местами даже «здесь был иностранный Вася».
Мне очень нравится наблюдать за людьми, самое интересное, самое таинственное, самое захватывающее – это тайна человеческих взаимоотношений. В нашей группе есть семейная пара, и я вольно и невольно подсматриваю за ними. Он тащит на спине огромный рюкзак, кажется, что он даже больше его, но с какой готовностью он подставляет свое плечо жене, как точно он предугадывает в какие моменты ей предложить помощь, как терпелив и как влюблен.

Utro: На выходе из туннеля нас встречает белый каменистый склон, уходящий вверх. Покрутившись в зарослях на подножье, понимаем, что надежды найти более пологий подъем придется оставить здесь вместе с велосипедами. Но теперь вверх гонит уже любопытство, так как Миша просит взять с собой фонарики и теплую одежду. На склоне недалеко от вершины в мелу – неприметная нора, в которую можно влезть, став на четверенки, а за ней – как в детской книжке про Тома Сойера и Гекльберри Финна, расходящиеся в стороны коридоры в человеческий рост. На входе повсюду следы человеческого присутствия в виде надписей типа «Здесь был Вася». Но по мере продвижения вглубь пещеры надписей становится меньше, а температура падает настолько, что изо рта идет пар. Кое-где под ногами – остатки стершихся ступенек, где-то просто пологий меловой пол. Смеемся, фотографируемся, пугаем друг друга (в какой-то момент даже выключаем фонарики и сидим в темноте, пытаясь прочувствовать атмосферу этого места) и идем дальше, дальше, дальше. Ход действительно длинный. До конца не дошли, при очередном сужении повернули обратно. Пещеры рукотворные. Интересно, кто их строил? Когда? Зачем?
Дома читаю в Интернете:
Гора Шатрище расположена на берегу Дона, по форме напоминает трёхгранную призму и отделена от основного мелового массива по¬лотном железной дороги. В верхней части горы находятся входы в пещеру.
Считается, что пещеры были вырыты монахами Шатрищегорского Спасо-Преображенского монастыря, основанного в 1652 году.
С 1917 г. пещера осталась без охраны, стала подвергаться разграблению и часть её была разрушена взрывами при добыче мела в хозяйственых целях.
В 1970-х годах пещеру впервые обследовали воронежские спелеологи. В то время пещера представляла собой фактически один ход, винтообразно спускающийся к подножью горы.
Система коридоров имеет общую протяженность около 240 м (раньше в 2 раза длиннее). Основной ход спускается внутрь горы на глубину 40-45 м, примерно до уровня реки Дон, и после горизонтального участка длиной в 28 м постепенно поднимается и упирается в завал. В отдельные годы завал бывает расчищен. В этом случае можно выйти на противоположный склон.
Верхняя часть основного хода пересекается трещиной естественного происхождения, в которую спелеологам удалось спуститься на глубину около 30 м.Трещина представляет собой опасность. У неё гладкие расширяющиеся к низу стены. Известно несколько случаев застревания в ней и даже падения закончившиеся травмами. Для безопасного спуска в неё необходимо спелеологическое снаряжение для передвижения по вертикалям (верёвка, самохваты, обвязка). Есть и карта пещеры…
По моим ощущениям мы вошли где-то в районе входа 2, но с картами у меня отношения не очень, поэтому прошу определить наш маршрут по пещере более опытных в этом отношении товарищей.
Гора действительно похожа на шатер, наверху – металлический крест и красивейшие виды во все стороны.

Поскольку дальше пути по низине вдоль Дона и железки не было – полезли круто вверх, напрямик, по азимуту. Благо недолго. Сначала появилась травяная грунтовка, потом грунтовка накатанная, а затем и асфальт.

Время уже близилось к вечеру. Солнце сваливалось на закат. К самому Дивногорью длинный и затяжной скоростной спуск. -)))

В Дивногорье сначала опустошили все водно-пивные запасы первого по пути магазинчика, встретились с машиной спровождения и прикатили к месту первой ночной стоянки. Осмотр Дивногорья отложили на свежие силы, – на утро.

Ольга Че: Приехали в Дивногорье, расположились на берегу «тихой или спокойной сосны», нырнули в кристально чистую теплю воду и о, чудо! о, счастье! Жизнь так прекрасна! Наши отправились прыгать с тарзанки, визг и щенячий детский восторг долго разносился по окрестностям, только местные рыбаки сетовали, мол, завтра утром рыбы в сетях не будет. Смеркалось, палатки стоят, поленья в костре трещат, комары как слоны, приятная усталость, я чувствую себя замечательно… Вдруг это нирвана прерывается… голодные парни требуют пищи… я окончательно убедилась, что голодный и сытый мужчина – это два разных человека.

Utro: Посидев на вершине, спускаемся вниз и едем на речку переждать жару. После купания езда на закате – одно удовольствие. Мне показалось, что до речки Тихая сосна в Дивногорье мы добрались на одном дыхании. Единственным препятствием было выбраться от реки, на которой устраивали привал, на дорогу – длинный извилистый крутой подъем осыпался под ногами большим количеством меловой пыли, толстым слоем оседавшей на одежде, руках и лице. Даже в хорошую погоду тяжело представить машину, которая сможет проехать по этой дороге. А уж как они там в дождь передвигаются – вообще непонятно.
Тихая сосна оказалась самой приятной речкой на всем нашем пути. Чистая теплая вода, каменистое дно, отсутствие комаров и конечно, тарзанка, доставившая немало приятных минут нашим бесстрашным товарищам, рискнувшим ею воспользоваться, до тех пор, пока она не была благополучно закинута на дерево -))).
Лагерь поставили засветло, и стало понятно, что первый день похода прошел удачно и можно расслабиться.

Rada: Не могу не рассказать про тарзанку! Многие ребята, наверное, не по разу улетно мотались на такой штуковине… А вот я никогда!
А потому что у меня фобия – если ноги не в воде — ни в жисть не нырну: ) Я долго ломалась и визжала и заламывала руки, но Саня таки уговорил: )
Восторг мой не описать! Даже не с чем сравнить, таких ощущений не испытывала с детства! Очень хотела напрыгаться так, чтоб было не страшно повторить номер с тарзанкой «Здравствуй дерево» как у Кирилла… Кирилл – виртуозный тарзанщик!
Но не вышло.
Пьяный колхозник хотел меня подучить, интересно чему, а я поддурилась и улетела моя веревочка на дерево так, что у всех глаза повылазили.
Потом с горя мы еще закинули в воду тарзанскую палку…
Аминь…

Лично я не успокоилась!
И поплыли мы с Кальчо на поиски новой тарзанки….
Плыли-плыли, пока не кончились все деревья вдоль берега (а тарзанки все нет) пока бешеные здоровые рыбищи не начали молотить своими телами по воде (меня наверное съесть хотели), пока не наступила темнота… И тут мы вдруг вспомнили что пора бы и честь знать поесть…
Пришлось возвращаться в лагерь: ))

Пока плескались – наступили сумерки. Поэтому ставить палатки и готовить ужин пришлось уже в темноте. Но нам после Сторожевого к этому не привыкать. А так же к ночному купанию в мутном Дону. Но это еще впереди…
Благо Влад, прибывший с машиной сопровождения, уже развел огонь и запасся дровами.

Как мы готовили макароны с тушенкой, в два захода, вопреки всем правилам варки макарон – это отдельная история. Но несмотря на это макароны вышли вкуснейшими. А также типа шашлык, который мы не то жарили, не то тушили, не то варили. То же оказался объеденье. Но его отведали уже не все -))) А самые стойкие к узам Морфея товарисчи.

В завершение, мы с Баликсом в темноте смотались к источнику за водой. И на боковую…

В следующей серии, то бишь на следующий день: балдежное рассветное купание в Тихой Сосне, живописное Дивногорье, остатки Маяцкой крепости, Монастырь, Меловой каньон, 100 километровый марш-бросок заблудшей четверки по плавящемуся асфальту, прибытие новых велолипчан, вынужденное бдение в Сагунах, вечерняя гонка до Белогорья, ночное купание в болотце, созерцание млечного пути и многое другое…

День второй. Дивногорье-Пухово-Сагуны-Белогорье

Fatalist: Утро 12 июня было немного прохладным, но может быть просто, только потому, что с позаранку давно не вставал…

Доехав до автовокзала, встретил Серегу (Kuznets’a) и пока он бегал за билетами, нескоро ни рано подоспела, как горячий и нарумяненый пирожок, Рита (Марго). Серый вернулся и мы уже были готовы ринутся грузится в автобус, как увидели, что в Воронеж проехать стало очень много желающих. Все места были забиты. Наши велы пришлось помещать в багажное отделение. Автобус нас уже ждал, пассажиры нервничали, что какие-то трое велосипедистов со своим елезом заставлют опаздывать их к своим родственникам в красивый город Воронеж.

После нервной погрузки велов, сняв колеса и запихнув кое как в багажный отсек, мы пошли усаживаться на наши места. Подходим, а там уже сидят, мы конечно как вежливые велосипедисты согнали их с наших мест, но была там упертая тетка которая так и не хотела сдаваться без боя. Короче, вместо того чтобы ей пододвинуться немного левее или правее. она сказала, что это ее место и с него сходить не будет. пришлось скучать и ехать, разделенными недовольной теткой. От недостатка общения меня поклонило в сон и я отрубился… и почти половину пути я похрапывал изредка пугая, когда дергался, недовольную тетку.

И вот после недолгой поездочки в автобусе, мы прибыли на автовокзал в Воронеже. Времени оставалось совсем немного, чтобы успеть на электричку и мы поехали. Не совсем зная Воронеж, мы соответственно свернули вместо налево — направо и потеряли еще 10 минут…. а времени все меньше и меньше. Узнали у местного мужика как всетаки проехать до жд вокзала… По прибытию на жд, узнали, что наша элка уже стоит и готовится тронуться. Мы как очумелые, начали спрашивать про нашу элку почти у каждого встречного. Добрые люди нас проводили указывая нам пальцами и жестами на нужный путь и платформу…. И вот залетаем на на какой-то там путь и платформу спрашиваем у пассажиров куда направляется электро поезд и почти нераздумывая просто врываемся в нее…. За нами резко захлопываются двери и мы понимаем — УСПЕЛИ!!!!! Только до конца не догнали — та ли это элка или нет laugh.gif


Еще накануне у вечернего костра было принято решение: осмотреть Дивногорье и успевать на станцию Пухово ко времени 14:30. Вполне достаточно…

Утренний ранний подъем, как и ожидалось, задержался на полчаса-час. Ну очень приятно было спать в нескольких метрах от реки в тени величавых тополей. В районе 7 утра все же Велолипецк проснулся. И вместо обычного умывания – водные процедуры в чистой и теплой воде. Покидать такую гостеприимную речушку ну никак не хотелось!!!
Но надо. Позавтракали легко, некоторые совсем уж легко, что сказалось на скорости дальнейшего передвижения. Свернули лагерь, разбудили и втолковали полусонному Владу – где следующая ночная стояка, как доехать до Белогорья.
В это время Леша Ляпсус с женой окончательно решили не ехать с нами дальше, а зависнуть здесь на денек-другой. Но на совместную прогулку по Дивногорью покатили вместе.

Несмотря на ранние часы жара уже началась.
Первым делом набрали воды во все имеющиеся емкости в Дивногорском источнике.

Далее по маршруту был осмотр меловых див и церкви в одной из них, засыпанная-законсервированная археологами Маяцкая крепость, фотосесии и созерцание окрестностей. Небольшой пробег до Монастыря и созерцание уже там.

Utro: Культурная программа второго дня началась с посещения Дивногорского источника, в котором мы основательно запаслись холодной питьевой водой, и Маяцкой крепости, недалеко от которой мы ночевали. Это оказался довольно высокий холм с прямоугольной вершиной, на которой и располагалась когда-то крепость. На станции электрички у подножия холма обнаружилась на стенде карта дивногорских мест, отражающая практически весь маршрут нашего велопутешествия. Сфотографировавшись на фоне карты, мы оставили велосипеды на станции и поднялись вверх по удобной металлической лесенке сначала до пещерного храма, в который решили не заходить из-за временных ограничений нашего маршрута, а затем на вершину. Прохладный ветерок позволял практически не чувствовать жары, а внизу как на карте лежал наш утренний путь.
Из Интернета:
На высоких белоснежных кручах Дивногорья в VIII-IX веках была построена белая каменная крепость. Особенностью ее было то, что она возведена прямо на меловом основании, без фундамента. Маяцкая крепость принадлежала хазарам – тюркоязычному кочевому народу, для которого были характерны языческие верования.
Существует несколько версий относительно целей сооружения крепости на высокой круче у Дона.
Одна из версий гласит, что Маяцкая крепость служила преградой для продвижения славян к Дону. Вторая – для охраны донского участка Великого шелкового пути из Китая, Средней Азии на Русь, в Киев и в страны Западной Европы.
В пользу этой версии говорят находки: вдоль берегов Тихой Сосны археологи обнаружили остатки купеческих караван-сараев. На левом берегу Тихой Сосны находили кости верблюдов.
Большие раскопки Маяцкой крепости в 1975-1982 гг. вела Советско-Болгарско-Венгерская экспедиция.
Рисунки на блоках Маяцкой крепости – это целая библиотека информации, которую невозможно получить из других археологических источников. Был также обранужен блок, на гранях которого было сразу три текста: один короткий, второй из 25 знаков, а третий – две строки с 65 знаками. Сегодня этот блок хранится в Государственном Эрмитаже. Но он до сих пор не расшифрован.
Известняковые блоки раскопанных участков стен, более 1’000 лет пробывшие под покровом земли в стабильном влажностном режиме, оказавшись на воздухе, начали интенсивно терять влагу, осыпаться, а затем и трескаться. Стены пришлось срочно засыпать грунтом до решения сложного вопроса о консервации.
Сегодня Государственный заповедник «Дивногорье» в составе крепости, поселения, могильника и большой территории рекультивируемого природного ландшафта занимает около 1’400 га плюс более 10’000 га природоохранной зоны, где запрещена любая хозяйственная деятельность, а передвигаться разрешается только тропами туристического маршрута.

Подъем от Монастыря наверх был также крут, что и накануне. Только покрытие твердое и укатанное автомобилями. Напоследок приехал батюшка на джипе.

Rada: Гора, куда привозят туристов конечно хороша!
Но Дивы не разрешают трогать и в Храм пускают за деньги! Это непорядок! В храм надо заходить с молитвой, а не со 150 рублями… Напрягло.
С горы, на которой городище, шикарный вид на Дон и Сосну, а так же слышно громкие визги, значит вторая тарзанка все таки существует, и она здесь недалеко!
Все красиво, все прекрасно, но из за этих визгов чешутся руки все бросить и никуда больше не ехать… остаться здесь : )
Дальше мужской монастырь. Доехать до него не сложно.
Немножко в горку…
В монастырских пещерах была служба! Знаете, немного жутко и интересно, когда стоишь вот так у входа в пещеру, на улице жара под сорок а из недр веет холодом…
В глубине сводов слышно пение, видно, как подрагивает пламя свечи, в чьей то руке…
Мистическое что-то в этом есть!

Двинули на меловой каньон, что у дороги к переезду. Там, не смотря на открытое место, под горячим ветром сделали небольшой отдых.

В это время отзвонился Фаталист и сообщил, что они трое (плюс Марго и Кузнец) прямым трансфером от Воронежа прибыли в Сагуны. На что я им посоветовал либо дуть в Белогорье самостоятельно, либо ждать нас у какого-нибудь водоема. -))) Но поскольку без карты до Белогорья не добраться, а по асфальту 70-ти километровый (двухкратный) крюк – выбора у них особого не было.

Где-то в районе 12:30 двинули в 20-километровый путь до Пухово на электричку. Сначала катилось легко и быстро – по асфальту да с попутным ветром. Но эта блажь продолжалась недолго – каких-нибудь 5 километров в восточном направлении. Потом нашу путь повернул строго на юг. И встречно-боковой обжигающий ветер на открытых просторах не заставил себя долго ждать. Девчонки не смогли держать скорость больше 15-16 км/час, поэтому устроили им ветровую тень – и скорость на пару-тройку километров возросла.
Но сначала пришлось латать пробой камеры и шины у Баликса и менять покрышки местами.

Utro: После осмотра крепости мы должны были успеть на электричку, которая позволила бы сократить наш маршрут по разным данным, от 30 до 50 км. И для меня это оказалось самым большим испытанием похода. Сильный теплый боковой ветер заметно замедлял движение, очень хотелось пить, а незнание конечной точки маршрута позволяло думать, что стоит только доехать до поворота, и появится станция. Но повороты появлялись и исчезали, а станции все не было. И хотя оказалось, что можно ехать довольно долго, уговаривая себя «последним поворотом», еще чуть-чуть — и я готова была сдаться. Большое спасибо ребятам, которые загораживали меня от ветра, чтобы снизить его тормозящее действие и позволить хотя бы немного набрать скорость.

На станцию прибыли минут за 15 до электрички. Хотя само Пухово мы благополучно проморгали и садиться пришлось на остановке «какой-то там километр».

На всем пути от Дивногорья до Пухово Финн постоянно подзуживал, что ехать на электричке настоящим лосям НИЗАЧЕТ!!! Вобщем уговорил. Посадили девченок и Баликса за командира на элку и отправли в Сагуны.

Ольга Че: Загрузились в электричку. В этом походе, я многое делала первый раз, вот и с великом на элке первый раз. Очень бросается в глаза, как недружелюбно настроены работники РЖД к велосипедистам, словно ты не равноправный член общества и человек, заплативший деньги, а преступник, который посмел со своей «карякой» в их вагон залезть и мешать их свободному проходу, и вообще «кто нам сказал, что в вагон вообще с ними можно заходить». Обидно, особенно, вспоминая как я в Австрии ехала, в одном вагоне с велосипедистами. У них там и специальная площадка для великов и на тебе, пожалуйста, почет и уважение. Ладно, в конце концов уровень культуры общества – это уровень культуры каждого отдельного человека. Задумаемся об этом, и начнем с себя повышать эту самую культуру. Уже в электрички мы с Ириной заметили, что перегон Пухово – Сагуны совсем не 20 км, как было озвучено нашей командой самоходцев, а минимум 40-50 км, и ждать нам на станции не час, как было ими обещено, а пока это лишь смутные опасения, и настроение замечательное. На станции как только располагаемся на лавочке в тени, к нам подходит колоритная женщина и на чистом украинском наречие, обращаясь к Сашке, говорит: «Подвинься, дай сяду». Саша, обладатель высоких коммуникативных навыков, с полпинка находит общий язык к этой тетей-продавщицей пирожков. Пока они поговорили «за жизнь», мы купили у нее пирожков и употребили их. Она сетует на то, что в деревне работы нет, что сегодня страшная жара и пассажиры есть не хотят, покупают только воду, а не пирожки. Еще она рассказала нам, что сегодня видела еще троих велосипедистов в странных шапках: «Я смотрю на них и не пойму, шо у них за шапки таки на голове, как инопланетяне, трое их было, один парень, одна девушка и третий не понятно кто, сейчас же они какие пошли: не поймешь, кто мужик, кто баба» Вот так мы и узнали, что Марго, Фаталист и Кузнец уже прибыли и ждут нас где-то впереди по маршруту.

Сами (Я, Финн, Миха и Кирсан) стали готовиться к марш-броску по грунтам. Минут 20, наверное, мы еще сидели у ж/д остановки и собирались силами. За это время наша электропоездоваяя часть группы уже прибывала к Сагунам.

Нашим ожиданиям грунтов сбыться было не суждено. Вот уж где цивилизация не в радость. Все отмеченные на карте грунты – давно уже заасфальтированы. Пришлось жариться на асфальтовой сковородке в самое пекло. Тугонакачанные колеса проваливались, и мягкий асфальт сжирал и без того невысокую скорость. Всюду смоляные подтеки от нестерпимого жара. Температура явно зашкаливала за 40!
Наша скорость была до смешного низкой. Около 20 км/час на ровных участках. Выжать больше удавалось с большим трудом – попробуйте повкручивать в парилке! -)))

Кое-как добрались до Каменки. Там устроили себе водные процедуры сначала под колонкой, потом в пруду. Сам по себе пруд не плохой, но вот подъехали мы к нему не с той стороны. На противоположном берегу вовсю плескались местные – а с нашей стороны рыбацкий берег. Залезли голышом в теплую воду. Дно хоть и илистое, но проваливались не глубоко.

В это время произошла встреча на Эльбе – то есть воссоединение Велолипецка в Сагунах (уже в селе, а не на станции). Об этом мы узнали из телефонных перезвонов.

Ольга Че: Прошел час-другой, наших все нет и нет, я решаю, что нам нужно ехать, связь очень плохая на странции, но нам удалось с горем-пополам дозвониться до Кальчо, и узнать, что Фаталист и компания находятся совсем недалеко и мы двигаем им навстречу, 5 км в горочку и мы встречаем нашу бодрую и оптимистично настроенную команду, загорающую фактически на обочине дороги. На этой обочине мы и просидели еще пару часов, утомленные солнцем и ожиданием.

Utro: За деревней Сагуны встретили Кузнеца, Фаталиста и Марго, приехавших с электричкой. После дебатов и консультаций с местными жителями осознали, что короткий путь до места нашей следующей ночевки в Белогорье знает только Саша Кальчо, и нам ничего не остается, как ждать. В итоге в дальнейший путь воссоединенной командой двинулись только после семи часов вечера, подгоняемые рассказами о том, что ехать нам еще полночи. Да еще по дороге узнали о том, что машина сопровождения к месту встречи доехать не смогла, поэтому место ночевки было по обстоятельствам изменено.

Немного освежившись, продолжили путь. Пополнили запасы провизии, узнали у местных дорогу на Сагуны. Было уже около пяти вечера, жара мало-помалу стала спадать. Покатилось полегче. А потом и вовсе быстро. И часам к шести вечера прикатили на станцию Сагуны. Но наших там уже не было. Они все перебазировались в село Сагуны – а это еще 5-6 километров, и в начале длиннющий тягун.

Но и на станции пришлось задержаться еще на 20 минут из-за прокола. И только в районе 8 вечера мы добрались до Сагунов, где и встретили балдеющих в тени на развилке остальных участников похода.

Вместо запланированных пары часов эта авантюра растянулась на все четыре. Зато помогла мне понять, что о дневных перемещениях речи быть не может. Днем – в воде, вечером на веле в шустром темпе. -)))

Небольшой отдых у магазинчика и вперед в Белогорье! По грунтам! На 30-ти километровый путь на удивление затратили менее 2-х часов. Сказалось отсутствие уже жары, и общее падение высоты. Все-таки спускались к Дону. Пару спусков и вовсе были шикарными, длиннющими, укатанными. Пролетели их на скорости под полтинник.

В Белогорье прибыли к 10 вечера. Уже вовсю темнело. А первоначальное место стоянки у Дона и родника пришлось забраковать из-за полчищ ненасытных комаров. И срочно нужно было искать другое.

Двумя годами ранее мы с Михой петляли в этих местах. И тогда недалеко от трасы на Павловск на возвышенности над Доном место для стоянки нам показалось удачным. Комаров и там было предостаточно, но их было меньше, чем где бы то ни было. Если не принимать во внимание комариный фактор – то место и вовсе шикарное. Открытый высокий берег с прекрасным видом на огни Павловска.

Остановились. При свете фар разбивали лагерь. Но первым делом пошли купаться в Дон, как нам тогда казалось. -))) Нашли единственное популярное купальное место. О чем свидетельствовали несколько кострищ. Наутро оказалось, что это вовсе не Дон, а один из затонов или заливных (по весне) болотц. Но вода там все-равно была относительно чистой.

Естественно, стаи комаров-людоедов особо блаженствовать на берегу нам не давали. Искупался, окунулся, помылся – и кутаешься либо в полотенце, либо в закрывающую одежду.

Вообще-то было презабавное зрелище в этом свальном купании: постоянные ахи, охи, шлепки, комариный зуд, мельтешащие лучи фонариков, мелькающие голые задницы и передницы -))) возгласы «не свети на меня» или наоборот «мне пофигу, свети на меня» и т.д.

После этих процедур вернулись в лагерь. На готовку полноценной горячей пищи времени и желания не нашлось. Поэтому ограничились бутербродами, сухпаем и чаем.

Зато вдоволь налюбовались падающими звездами, млечным путем. И что-то там даже пели…

Rada: К вечеру все собрались и поехали. Эту дорогу в лучах заката я не забуду никогда! Таких красок и рельефа я не видела даже на полотнах прославленных пейзажистов! А какие спуски! Грунтовые спуски, мама моя родная!
А подъемы!: )

Utro: Но по вечерней прохладе красивыми ровными длинными спусками долетели быстро. Темноту встретили перед магазином села Белогорье. Там же встретились и с машиной сопровождения, после чего с фонариками поехали искать место для ночевки стайкой мерцающих красных светлячков. Палатки ставили на ощупь при свете фар. До воды непонятного качества долго спускались под комариный звон, вспоминая добрым словом Тихую Сосну. На ужин – чай у костра, и звездное небо такое яркое, что уходить в палатку не хотелось почти до рассвета.

На следующий день: спешное утреннее бегство из лагеря, смена машины сопровождения, купание в Дону и в роднике, Белогорский монастырь, вечерний марш-бросок до Костомарово, полоскание у мельницы, ожидание сбежавшей тройки, поиск машины сопровождения в отсутствие сотовой сети, вспышки молний и ожидание грозы…

День третий. Белогорье-Костомарово.

Утром третьего дня спалось крепко и сладко. Но эта идиллия продолжалась недолго. Встающее жаркое солнце начинало очередной испепеляющий день. Уже к 8 утра находиться в палатке стало невыносимо. Да и на улице в отсутствие ветра было несладко. Оставался один выход: быстрее сворачивать лагерь и ретироваться с открытого солнцу бугра куда-нибудь ближе к Дону и тени.
Поэтому утром обошлись чаем. Свернули лагерь, закидали вещи в машину и двинули к Дону, к Белогорью, к монастырю…В это же время позвонил Валера и согласился выручить Велолипецк на одну ночевку в качестве машины сопровождения. Условились встретиться с ним уже в Белогорье у монастырской горы.

Приехали на место и расположились в тени деревьев у родника и Дона. Комары уже не было, зато доставали кусучие мухи, овода и слепни. Так мы и балдели в самое пекло в тени поочередно ныряя то в Дон, то в родник, и снова в Дон, и снова в родник. А для этого пришлось сдавать нормы ГТО — то есть отжиматься, чтоб полностью окунуться.

Utro: Самый жаркий. Палатки пришлось свернуть рано утром из-за проблем с машиной сопровождения, которой пришлось уехать раньше времени. Вдалеке от воды на холме жара началась уже в 6 утра. И только собрались с силами добраться до прохлады лесополосы – прокол. Потом еще.
В общем, часам к 11 утра доехали до Дона с ледяным источником Александра Невского с купелью перед ним. Долго отмокали, поочередно то в Дону, то в купели, пока подъехала новая машина за вещами (большое спасибо Валере, сразу откликнувшемуся на просьбы оставшегося без автоподдержки велолипецка) и мы решились подняться на меловые горы в пещерный храм Александра Невского.

В монастырь на экскурсию поехали только после 2-х часов дня, когда солнце двинулось вниз по небосклону.

Utro: Но вот мимо шлагбаума попадаем на территорию монастыря и дальше через небольшую площадку на склоне — в пещерный храм Александра Невского, который является входом в многоярусные катакомбы, уходящие на 4 доступных в настоящее время уровня вниз. Более глубокие ходы, ведущие по легенде на другую сторону Дона, были засыпаны по неустановленным до конца причинам. Покупаем церковные свечки и при их неверном свете спускаемся ниже и ниже в подземелья.
Из Интернета:
Известный писатель-путешественник Евгений Марков писал: «…Сырым пронизывающим воздухом погреба и удушливым запахом гашёной извести разом пахнуло на нас, и мы очутились с тонкими восковыми свечками в руках, вслед за чёрною фигурою инока, под тёмными сводами пещерного храма. Откуда-то из далёкой глубины подземелий тянул резкий сквозняк, охватывающий лихорадочным ознобом вспотевшее от ходьбы тело. Трудно представить себе возможность постоянной жизни в этих меловых пещерах, где со всех сторон обдают вас какие-то насквозь пробирающие ревматические токи. А между тем, тут десятки лет кряду жили и молились люди…»
Примерно такими же были и мои впечатления. Многие люди добровольно жили и работали в этих пещерах годами, не выходя на поверхность. Что толкало их на это?
На выходе снова поражает вид с высоты птичьего полета на абсолютно дикую зелень лиственных лесов до самого горизонта. В прохладном подземелье совсем забываешь о жаре наверху, но она сразу же напоминает о себе. На берегу снова купаемся в ледяной купели. Пора двигать к новому месту ночевки в Костомарово.

Вначале в (уже другом) освященном роднике набрали во все имеющиеся емкости воду и загрузили в машину – благо багажная емкость авто позволяет. На эту процедуру тем не менее затратили более получаса. Вдобавок я оступился и соскочил ногами в родник – поэтому далее ехал с мокрыми ногами. Но в такую жару это было даже приятно.
Потом в центре села у торгового центра была долгая трапеза. Закупили некоторые продукты, снабдили Валерку картой и рассказали как добраться до Костомарово грунтами (чтоб не гнать по асфальту лишние 40 км).

Тем временем уже пошел седьмой час вечера. До Костомарово нужно было преодолеть порядка 40 км. Опасения вызывала предстоящая дорога, а точнее мои с Михой мытарства двумя годами ранее после проливных дождей. Тогда мы затратили на этот участок почти 4 часа времени и уйму сил. Вот так это было тогда…

Поэтому разгорелся спор по какой дороге ехать: по короткой «дороге мытарств» или по дороге предыдущего дня, а потому уже скучной. Все-таки Миха настоял на своем и мы поехали по новому пути, о чем, как оказалось, не пожалели. Да и преодолели мы его почти за два часа. С приключениями, но все же…

Utro: Разгораются споры о маршруте – ехать по вчерашнему или выбрать новый путь по берегу Дона? Решаем ехать по новому с тем, чтобы принять окончательное решение в том месте, где еще возможно вернуться с нового маршрута на старый. Решение, конечно же, в пользу нового. Очень неровная дорога идет лесом постоянно вниз. Так и хочется разогнаться с горки, но глубокая неровная колея, осыпающаяся меловыми крошками, не дает этого сделать. Время от времени посреди дороги неожиданно возникают какие-то то ли дырки, то ли норы. Ветки, протянувшиеся поперек дороги сбивают с велосипеда, стоит чуть зазеваться. Начинаются падения. Я тоже несколько раз улетаю в сторону, противоположную велосипеду, результат – ободранные колени и плечо. Но остановиться нельзя, так как сразу начинается атака комаров. Вернее, она не прекращается во время всего движения по лесу. Их не сбивает ни скорость, ни репелленты – ноль реакции. По всей видимости, люди в те края забредают редко, и эти животные сильно изголодались, пока нас дождались. Такое впечатление, что если остановишься – тебя просто съедят заживо. %-))) Возникают нехорошие мысли о том, что будем делать, если кто-то проколет здесь колесо.
Но вдруг лесная дорога резко обрывается источником вкусной ледяной воды, разлившимся по обе стороны от выезда. Рядом с источником – асфальтированная автостоянка с машинами, приехавшими за водой. Набираем воду, пьем. Холодная вода смывает пыль и грязь после падений, приятно холодит недоеденные комарами руки и ноги.

Старая мельница… Я уже долго не думая залезаю в родник, подставляю падающей воде все тело с головой ( ну разве что велотрусы не стал мочить). Хоть какое-то расслабление… А рядом местный народ приезжает на авто, наливает воду, уезжает. Жизнь кипит. Колодежное рядом, и Костомарово тоже – за горой.
Наши «легкораненые» тем временем зализывают раны. -))))
Ну думаю, еще часок и будем на месте. До девяти вечера доберемся. Ан нет…

Utro: Здесь нежелание задерживать группу сыграло со мной злую шутку. Пока обрабатывали раны упавшему Кузнецу, Кальчо махнул рукой – езжайте вперед по асфальту, тут везде прямо.(Ничего я не махал рукой, не припомню такого -))) Марго, Баликс и я поехали, уверенные в том, что скоро нас догонят остальные и вообще, если что – у нас сотовые телефоны с собой. В общем, вернули нас на верную дорогу через 40 минут при помощи автомобилей, водители которых стали тормозить и говорить – вас там сзади ждут, вы не туда свернули. Надеюсь, приготовленный после полевой ужин вполне компенсировал моральный вред от данной задержки, нанесенный голодающим туристам, несущимся вперед с мыслью о еде. ;-)))

Вобщем ждали бегунков и потеряли на этом около 40 минут.

Дальше ехали по дороге, указанной местными украиноговорящими аборигенами. Хорошая дорога вобщем-то.

И вот мы выехали на край высоченного холма. Начало смеркаться. Слева вдали – монастырский комплекс Костомарово, справа само село и Дон. И где-то там нас ждал Валерка. Точнее уже замучался ждать, успев при этом по нескольку раз искупаться и подремать. Мне бы в этот момент созвониться и уточнить его местоположение. Но предвкушая предстоящий скоростной спуск обо всем забыл. Вспомнил уже внизу в деревне, где и связи почти не было, и телефон постоянно мурлыкал – требовал подзарядки. Наверное раз десять пытался созвониться с Валеркой, но успевал расслышать одно-два слова, из которых никак не сходилась полная по смыслу фраза.

А в деревне на перекрестке в направлении Дона развилка с тремя грунтовыми накатанными дорогами. Как в сказке – налево пойдешь… прямо пойдешь… направо…
Вобщем я не угадал, поехал по правой, автоподдержку не нашел, зато обнаружил родник с купелью. Как минимум проблем с водой у нас не будет…

После некоторых плутаний все-таки нашел место нашей стоянки. Уже почти стемнело. Как обычно… -)))

Utro: Сумерки застали нас в полях и садах без намека на признаки цивилизации на горизонте, но с явными признаками надвигающейся грозы. И все же до темноты мы были уже в деревне. А Валера даже установил в лагере большую часть палаток!!! И гроза нас пощадила. И ужин мы приготовили на славу – та самая тушенка, что в первый день казалась малосъедобной, пошла на ура! И песни буйных соседей ничуть не помешали упасть и заснуть мертвым сном.

Да уж молнии сверкали и слева и справа, то тут, то там, в течение часа. Хотя грома не было. Но до дождя дело не дошло (а про грозу уж и не говорю). Ставшее уже привычным вечерне-ночное купание в Дону и ужин под фонариками…

На следующий день: бегство Марго, пещерные люди, спайдермен, секонд-хэнд у Монастыря…

День четвертый. Костомарово-Сагуны-Лиски-Липецк

Ранний подъем и свертывание лагеря. Вернее палатки, спальники, пенки и другие, теперь нам не нужные вещи – в машину. В это же время Марго решает от нас сбежать – променяла предстоящие красоты на комфорт джипа. -)))
Отпустили машину сопровождения, а сами продолжаем нежиться в тени деревьев, завтракаем и периодически забегаем в Дон.

Но все же вскоре собираемся окончательно и отправляемся на осмотр монастыря и окрестностей.

По дороге к монастырю сворачиваем к холму со свежей пещерой. Заметил я ее еще накануне. Пещера эта – только начало раскопок очередных меловых катакомб. Всего несколько метров, необработанные стены, инструменты копателей.

Баликс в этот день решил исправить свой ярко выраженный «велосипедный загар» и нарядился в костюм спайдермена. -)))

Rada: В Костомарово расположена Свято-Спасская женская обитель — один из древнейших русских монастырей, основанный еще до официального принятия христианства на Руси!
Его очень часто называют Русской Палестиной из-за того, что места здесь, напоминают палестинские пределы — есть своя Гефсимания, свой Кедрон, гора Фавор, Голгофа с крестом на вершине. Здесь находится известная на всю Россию пещера Покаяния.
Я на гору не полезла, никто не полез кроме Миши, он успел… Остальным было не велено… боялись не успеть к электричке…
Обязательно вернусь туда!

В монастырь без длинных штанов не пустили. А половина из нас сдали теплые (длинные) вещи в машину. Они уехали. Но дедок-охранник хоть и поворчал, но раз за разом доставал откуда-то камуфляжные или спортивные штаны, и мы все смогли попасть на территорию монастыря.

Utro: Монастырь представляет собой ряд пещер в меловых столбах, соединенных тропинкой по склону горы. Вереницы паломников постоянно движутся в обе стороны по этому пути. Кое-где пещеры совсем небольшие, кое-где представляют собой довольно длинные ходы, ведущие вглубь горы. Местами приходится идти на ощупь в полной темноте, пока коридор не выведет к освещенной свечами иконе. Стены во многих местах покрыты плесенью.
К сожалению, жара и отсутствие времени не дали нам возможности подняться на самый верх российской Голгофы. Миша — единственный, кто сумел туда добраться, и был вознагражден открывшимися ему видами и просторами.

Utro: А дальше – долгий путь обратно на станцию Сагуны. Знакомые женщины с непривычным выговором и вкусными пирожками, выходящие к южным поездам. И электричка, несущая нас обессилевших (проводницам приходилось нас будить, чтобы обилетить) домой. Очередные процедуры по разборке-складыванию в машину велосипедов, три часа автопути до Липецка, проведенные в попытках не провалиться в сон и не дать заснуть водителю – и конец этим насыщенным выходным.


Делаем «слоника» чтоб освежиться…

Добавить комментарий