«

»

Июн 30 2011

Козельск. Калужские засеки — Ресета. 9-13.06.2011

http://forum.velolipetsk.ru/index.php?showtopic=9127

Вано

Нулевой день. Из Липецка выдвинулись в 20:05, на закате пересекли границу Орловской области. В полночь проехали Орел, дорога заметно испортилась, скорость упала. Не доезжая до Болхова, встали на стоянку ближе к двум часам ночи впритык к какой-то деревне, у позднего советского недостроя, палатку разбили прямо на асфальте, меж двух машин, и легли спать.

Первый день. Проснулись в шесть утра и узрели, что стоим практически на чьем-то огороде. Мимо палатки ездят автомобили, ходят люди. Офигевают. Дануипохваще +) Собираемся, едем дальше.

Дорога откровенно плоха. Сначала просто перепады высоты, населенные пункты и резкие повороты, потом начинаются проблемы с покрытием, сперва в виде ВНЕЗАПНЫХ ям аккурат вполполосы. В Белеве пробемы с покрытием доходят до отметки «его нет», сворачиваем с главной дороги. Спрашиваем у местных дорогу, потому что поверить в верность пути нет никакой возможности, несмотря на то, что места я в принципе узнаю: бетон разбит, всюду ямы, дорога петляет какими-то жуткими дворами. «Это дорога на Козельск?» — «Да. Конечно!» — уху, и как только мы посмели усомниться… Дальше стало в целом лучше, но тоже не без сюрпризов.
Оптина пустынь встретила неприветливо. Охранник даже не замедлил шаг, ответив через плечо, что ни платной парковки, ни охраны нет. Звезда вахтерской службы, так его растак. Ну и хрен с ним, в Козельске быстро находим штрафстоянку, 50 р/сут. К туристам там привыкшие, к нам с распростертыми объятиями, никаких проблем не возникает.

Выезжаем из Козельска ближе к полудню, всего дорога из Липецка заняла 9 часов. Посещаем какую-то усадьбу какого-то Оболенского, что-то фотаем. Выходим на железобетонный курс.

Сперва бетонка — это асфальт. Осматриваем заброшенные подземные военные склады, ничего особенного. Потом асфальт обнажает бетон, и понеслась…

Начать с того, что рельеф там нихрена не равнинный. Ну то есть СОВСЕМ не равнинный. Постоянно то спуск, то подъем, различается только крутизна. Бетон гасит скорость — только в путь, сравнить можно разве что с умеренно укатанным щебеночным грейдером. И эти постояные ту-дум! ду-дум! в задницу… А вот еще прикол: спуски видны как спуски, а вот подъемы почему-то представляются ровной дорогой. Мои шаблоны на этих 40 км разорвались в клочья. Едешь вроде как по плоскости, а скорость — 10 км/ч, язык через плечо, а в жопе — ту-дум! ту-дум!

Но вокруг красиво, да. Особая такая романтика, можно сравнить с «Обитаемым островом» братьев Стругацких, если кто читал. Вообще, братья Стругацкие со своими мирами меня не покидали всю дорогу, вплоть до возвращения в Козельск. Есть там, в этих лесах, что-то такое… фантастическое… Да и то, что совершенно нормально, воспринимается там не так, как обычно.

Довольно быстро нарываемся на одну из ШПУ. На весь лес начинается лекция о том, что мы находимся на территории военного объекта, периметр находится под высоким напряжением, а огонь открывается без предупреждения. Интересно, что текст записан без малейшей угрозы, вполне приятным голосом. Можно даже представить себе, что все это шутка и никто в тебя стрелять не будет. Если, конечно, не смотреть при этом на многослойную колючку периметра: она портит ощущение праздника.

Под Сорокино посетили братскую могилу. Хренова туча народу полегла в тех краях… Пробитые каски на могилах. Эхо Войны. Последней Настоящей Войны в истории человечества. Громкое эхо, и в этих лесах оно будет гулять еще долго.

Ближе к Кирейково напротив нас тормозит УАЗик, в кузове которого квадрацикл, а за рулем какой-то гопник водитель. Водитель начинает интересоваться, кто такие и куда путь держим, не представившись. Мы мычим нечленораздельно (за других не скажу, сам я в этот момент думал, кто это такой, следует ли его послать, или лучше не надо). С пассажирского сиденья выскакивает более адекватный мужик, тоже не представляется, но, по крайней мере, косвенно дает понять, что он директор Калужских Засек. Недвусмысленно намекает, что в заповедник лучше не соваться, и УАЗ уезжает. Решаем последовать совету и встаем на ночевку за Кирейково, в начале запасного маршрута через Орловскую область. За день проехали чуть больше 70 км, пока все по плану.

AND

Продолжу доклад, начатый Вано. 🙂

Второй день. Сразу скажу, что этот день продолжил рвать шаблоны и начал ломать наши планы.
Продрав глаза утром, был неприятно удивлен ночным дождиком, который подпортил наше песочно-глинистое шоссе (Кирейково-Лосев)
Кстати, здесь в кадр попала гигантская ЛЭП которая практически преследовала нас все время, суммарно на всем авто-вело маршруте мы ее пересекли раза четыре, бр.р.. неприятная конструкция, лисапет под ней щипался.

Выбрались на асфальт и шустренько докатили до поворота на Болхов:

Дальше началась волшебная грунтовка, проходящая через заброшенную деревеньку Анино, где часть ребят устроили фотосессию, ну а оставшиеся начали прикармливать собой местных насекомых.
Дорога была настолько чистой, волшебной и сказочной, что начали рваться резьбы на выносах, а велосипеды стали требовать регулярной чистки чакр.
https://lh6.googleusercontent.com/-dZ6yVIpE…40/P6090261.JPG

Тут Леха чистит чакры своему коню:

А эту лошадь было проще пристрелить, чем отмыть:

После того, как мы наконец добрались до местной автомойки где почистились и перекусили,

пришло осознание того, что уже близится вечер, а мы прокатили меньше трети намеченного на день, обуяла печаль.

Быстро посоветовавшись, решаем попробовать наверстать потерянное время на асфальте, не влезая на раскисшие грунты.
Попытка была неудачной:

Пришлось снова отчищать велики, на этот раз от гудрона ((.

Затем, какими то окольными тропами

докатили до отличного асфальта.
Отличный асфальт в очередной раз убедил нас в том, что хорошее покрытие на дороге, не более чем ловушка для незадачливых велосипедистов.
Все ровное и гладкое, всегда заканчивается ровно одним и тем же.

Немного покрутившись по лесным дорогам и устав отбиваться от злых комаров решили останавливаться на ночь.
Внезапно обнаружилась странная полянка, на которой практически отсутствовало комарье. Там и заночевали.

——————————————————————
продолжение следует…

Вано

Второй день. Да-да, он не подкачал… Убийственные 4 км по разбитой в говно склизкой глине, под непрекращающимся огнем оводов и слепней, цепная реакция саморазрушения выносов (хуже тупой поломки — только тупой ремонт biggrin.gif ), мрачный жнец Гудрон, собравший свой урожай сполна… Но в целом день был разнообразный и интересный, хотя и слишком неспешный. Многовато тупили, на мой взгляд, но это не страшно; главное — не повторялись. Пробег чуть больше 50 км. Стало понятно, что не успеваем — особенно после того, как «асфальт» через лес оказался жопой и провокацией.

Третий день. Новоебеновоигино, до которого мы рассчитывали доехать по асфальту, встретило нас лишь серой осевшей, заброшенной халупой в отдалении. Строго говоря, это было еще до ночевки, но с точки зрения концептуальности я предпочитаю относить весь лес к третьему дню =) Дорога — частично заросшая грунтовка, по которой можно было вполне так ничего себе ехать — сменилась ближе к Городку раздроченной колеей чего-то вездеходного, но, к счастью, редко проезжающего. Городок (ах, как хочется вернуться/ворваться, ля-ля-ля и все такое) встретил нас еще суровее, чем нежели Новоебенево: из всех следов пребывания человека обнаружились лишь обгоревшие сваи на месте одного из домов, да одичавший яблоневый сад. Зато братская могила, где-то посреди глухого леса, ровно на границе двух областей, аккурат «in the middle of nowhere» — почти в идеальном состоянии. «Никто не забыт, ничто не забыто» — удивительно, но здесь это святая правда. Снимаю шляпу.

Павлодар люди оставили совсем недавно. Куда съехали? — сдается мне, в мир иной. На стене одного из четырех домов — календарь на 2006 год. Стены изнутри, кажется, расклеваны птицами, дворы заросли крапивой по грудь, сараи и пристройки развалились. Лес быстро поглощает все, что в него брошено. А вообще, заброшки там интересные: все не так, как у нас. Другие материалы, другое зодчество. Любителям непромышленного дестроя — рекомендую.

Проехали шлагбаум, старую добрую высоковольтку, и дорога стала возникать. Переправились через Вытебеть, общими усилиями нашли жд ветку, за которую с одинаковым остервенением сражались в свое время фашисты и наши партизаны. Та самая стретегическая ветка, по которой было очень удобно вбрасывать свежие силы с юго-запада под Курскую дугу. Сейчас осталась только оплывшая насыпь, перерытая вдоль и поперек черными копателями, да затянувшиеся песком окопы. А тогда, в 42-43 годах, здесь было страшно…

Горицы, Мелехово — аисты. Никогда не думал, что аисты могут вот так, просто, вить свои гнезда на водонапорных башнях прямо посреди деревни. А поди ж ты — могут!

От Крапивны к Веснинам — шикарный спуск, но набрать полную скорость мне не позволило очко. От скорости, перегруженного багажника и стучащих под колесами бетонных плит оно почему-то сжалось и отказалось расширяться. Поскольку атропина у меня при себе не было, пришлось сбавить обороты, а жаль…

Доехали до Рессеты как раз к вечеру. Поскольку на тот момент уже было предельно ясно, что пройти по маршруту нам не успеть, мы решили возвращаться в Козельск по асфальту. То есть чем дальше мы от него отдалялись, тем вроде как хуже. Но и стоять на трассе — это тоже некошерно. В конечном итоге, проехали по песчаной лесной дороге, пока был запал, и остановились. Я знал, где река, и почему-то жопой чувствовал, куда именно надо двигать для стоянки. Проломился через лес, нашел песчаный пляж и разведал более или менее проходимую дорогу через заболоченные старицы и бурелом. Вернулся назад и сказал, что все зашибись.

На народу не понравилось почему-то smile.gif Наверное, потому, что мы оказались на крутом и довольно высоком берегу реки, плотно поджатые сзади лесом. Мне место нравилось вполне (ничем не хуже прошлой ночевки, хоть и чутка более готишно), а остальные решили переправляться. Почему сразу переправляться, а не купаться, я не знаю, ибо во время обсуждения места стоянки прочими военами я уже лез с голой жопой, по грудь в воде, на песчаную отмель у другого берега по кратчайшему пути. Три дня не мылся, есть у меня дела и поважнее ночевки, пока вода не остыла!!! biggrin.gif

Когда я оделся, переправа уже почти состоялась. Я тоже резво поскакал за остальными, сначала по дубовой балке какого-то старого разрушенного моста (да-да! аккурат посреди леса, и никаких намеков на дорогу!), а потом по колено в светло-кофейной прохладной воде, босиком по песку. Благо чего-чего, а опыта переправ с байком наперевес у меня достаточно… Спасибо, кстати, Родионову за эпичнейшие Тропики в прошлом году! biggrin.gif

А вот если серьезно… Было у меня чувство, что я вернулся к старому, хорошему другу. Даже не к другу, наверное, а к… подруге? =) *постучал себя по губам* Шутки шутками, но таки да, доля правды… Ровное, но быстрое течение воды приятного, теплого цвета. Мягкое, но чистое дно. Где надо — вода прохладная, где надо — ледяная, студит вечернее пиво не хуже холодильника. Правый берег — лес да бурелом, левый — лесостепь на километр, и старицы, старицы: одни сухие, другие заболоченные, в иных стоят озера… Ни дорог, ни людей. Одинокие сосны, хилые от близкой воды, красиво раскинувшиеся и невысокие… Песчаные пляжи и отмели, затопленные колоды мореного дуба на дне, едва различимые под метровым слоем бегущей воды… Я ходил и ходил по воде, пока это не стало откровенно неприлично: надо же палатки ставить, жрачку готовить (вернее, есть, пока без меня ее не смолотили), ну и все такое… Но в тот момент я совершенно точно осознал: еще вернусь. Да-да, вернусь. Скорее всего, на байдарке, а если не накоплю за год — тогда посмотрим.

Собственно, третий день, на мой взгляд, был лучше всех. Он был ну просто на отлично. Отлично начался, великолепно прошел, и блистательно завершился. Не кисло и тухло завершился, как мог бы wink.gif, а ярко и ударно — салютом. Да… Черт меня раздери, если все было не так! =)

Четвертый день. Он был откровенно плох. Выбравшись с Рессеты (километр по лугам и перелескам в обход стариц, потом столько же по щебеночной дороге), оказались на асфальте, с которого больше не съезжали. Всю дорогу доставал паскудный мордодуй, рельеф тоже не давал скучать. После трех дней ПРИРОДЫ и разнообразия меня откровенно тошнило от однообразного асфальта, настроение было «поскорее бы доехать». Наверное, можно было попытаться успеть замкнуть намеченный маршрут (вместо асфальта проехать те же километры по грунту), но лично мне уже ничего больше не хотелось. И всем остальным, кажется, тоже smile.gif

Забрали машины, проехались по Козельску. Народ посмотрел какие-то достопримечательности, но так уж сложилось, что все города для меня на одно говно лицо, поэтому я во время всех этих осмотров сидел в машине и наслаждался покоем. Зашли в кафешку, оставили там по 300+ р с лица. Да, воистину, злой город =)

Заночевали на берегу Жиздры, в водоохранной зоне, рядом с городом, прямо в чистом поле.

Пятый день. Встали по будильнику. Я и AnD поехали смотреть заброшенную угольную шахту, остальные отправились в Оптино знакомиться с местными святынями. Шахта понравилась, рекомендую! Найти ее не так просто, как кажется вначале, но если проявить немного внимательности — это не проблема. В принципе, шахта как шахта, похожа на старый добрый Центролит до его торжественного распила. На территории стоит кирпичная труба от котельной, метров 25 в высоту. Лезть наверх по скобам, торчащим снаружи трубы, я не рискнул, ибо совсем рядом работали какие-то пильцы, и они могли не обрадоваться высотному мне. Зато по скобам, торчащим внутри этой трубы, я легко (ощущая, впрочем, уже привычную тугость очка) забрался на самый верх. Незадача случилась только одна: скобы не доходят до среза трубы на метр, а верхние кирпичи потеряли связь с остальной трубой. Так что подтянуться, высунуться наружу и сделать ключевой кадр с доминирующей высоты я не рискнул. Была бы альпинистская страховка, это было бы плевым делом, а так — жизнь дороже.

Залезть на терриконы и посмотреть сверху на Чертово городище я уже не успевал, ибо слишком много времени было потрачено на поиски шахты. Так что резво рванули на место встречи, святые поломники под предводительством Юрика уже ждали грешных шахтеров под предводительством покрытого адской угольной сажей меня.

Обратно доехали часов за 7, через Калугу, Тулу, Ефремов и Елец. Километраж — примерно такой же, как и по дороге туда (около 500 км). Так что если кто-то еще соберется в Козельск — вы знаете, как можно доехать правильно, а как — интересно wink.gif

В целом поход, конечно же, удался. Откровенно не хватило одного дня, потерянного на брутальном объезде Калужских засек. Даже не дня, а половиды дня нам не хватило… Если же вычеркнуть провальный четвертый день, походу вполне можно поставить твердую пятерку.

Спасибо всем, кто составил компанию, а особенно AnD и Родионову: первому за идею, второму — за личное приглашение. Вряд ли я провел бы эти дни с большей пользой!