«

»

Сен 06 2013

Кольский полуостров. Август 2013

 _1030189 http://forum.velolipetsk.ru/index.php?showtopic=13544

Чёрное море – уже привычно, был там уже не раз, не интересно.Белое море…, — звучит интригующе, собрал рюкзак, переобул велосипед в континенталь гравити, и тронулся в путь.На солнечные, лучезарные песчаные берега Белого моря. 

Белое море. Варзуга

Купил билет, и через пару дней я уже ехал в Грязи на поезд. Не успел отъехать от города, как тут же догнал вЫлЫсЫпЫдЫст и принудительно проводил до вокзала в Грязи))). Почти два дня ехал в поезде и думал, что там и как там, что же предстоит на самом деле. Выгрузился в два часа ночи на вокзале в Кандалакше. Кругом сопки метров по 500, куда и зачем я приехал, — первые мысли после того как распаковал и собрал свой велосипед.

Прикрепленное изображение
Медленно передвигаюсь по ночному городу, белые ночи, красота всё видно как днём, пугают местные горы, нельзя же вот так сразу начинать свой путь с подъёмов)) На середине подъёма оборачиваюсь взглянуть на город и сделать свой первый передых))

Вкатываюсь, точнее, вталкиваюсь на первую сопку, 10% подъём заставляет идти пешком, на вершине оборудована смотровая площадка с видом на Кандалакшский залив.

Прикрепленное изображение

Красота, приходят первые приятные мысли, с радостью еду дальше. Наличие асфальта, да ещё и не плохого качества вызывает положительные эмоции, остальное не имеет значения.

Еду дальше, совсем скоро на моём пути посёлок Колвица, заезжаю, все спят, спускаюсь к берегу, — кажется отлив. Стою на месте впадения реки в залив.

Прикрепленное изображение

Пушица, — трава растущая на болотах, так и просит подойти совсем близко.Первая запланированная контрольная точка это посёлок Умба. Погода прекрасная, утро замечательное, автотрафика практически нет, кругом пейзаж один лучше другого, мечта для путешествий, и даже болота кажутся невероятно красивыми.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Делаю первую длительную остановку, на реке Умба, обедаю, мимо проплывает катамаран, второй.., третий.., водный туризм показывает себя во всей красе. Позже уже в самом поселке встречаю кучу туристов на разных плавсредствах. Умба старейший посёлок на побережье, расположенный на трех мысах выдающихся в море, катаюсь туда-сюда, нахожу пару гостиниц и турбазу.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Гостиница находится на самом берегу, можно спокойно пришвартовать свой баркас и с комфортом отдохнуть. Время полдень, в Умбе планировал делать первую ночёвку, но сил за два дня в поезде накопилось много, день в самом разгаре, — еду дальше. Кругом полудикий лес, моря пока не видно.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Наткнулся на старую ржавую пожарную вышку, залез на неё посмотреть на окрестности с высока.
Вскоре по пути попался гранитодобывающий карьер. Здоровенные куски гранита выпиленные из породы.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Проезжаю мимо посёлка Кузрека, отлив во всей красе.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Периодически с асфальтированной дороги вправо уходят съезды к морю, на одном из них сворачиваю и через лес выезжаю на побережье. Отлив просто громаден, море отступило метров на 300, оставляю велосипед на берегу и иду гулять по отливу до самой кромки воды, ощущения просто класс, песок твёрдый, и остаются едва заметные следы.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Евгений, как и просил, — из белых только этот, поэтому только так))) Постепенно замечаю, что время уже поздний вечер, хотя по солнцу трудно определить время суток, спидометр намотал 177км, в теле лёгкая усталость, начинаю искать место для лагеря. Суюсь в лес там красота, но насекомые прогоняют достаточно быстро.

Выезжаю обратно на берег, здесь лёгкий ветерок и прохлада, еду вдоль берега присматривая место стоянки. Неожиданно упираюсь в землянку, здесь никого, а значит, сегодня в ней ночую я. Какой-никакой, но комфорт по сравнению с палаткой.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Первый день прошёл просто фантастически, собираюсь утром и выезжаю обратно на асфальт, в планах заглянуть в ближайший посёлок Оленица за водой. Еду радуюсь раннему утру, как вдруг.., — конец цивилизации, закончился асфальт, началась каменистая грейдерная дорога. Останавливаюсь и прогуливаюсь на разведку, что за дорога предстоит, так как первые метры грейдера сразу убирают утреннюю радость с лица.

8 км тряски и вот уже Оленица, посёлок небольшой, кажется даже есть магазин, заливаю воду из колодца, и еду смотреть на впадение одноимённой реки в море. Сараи для лодок на берегу моря.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Морская корова, здесь такие))

Всё замечательно всё в порядке, еду дальше, дорога хоть и грейдер, но машины ездят довольно часто, каждые пять минут кто-то куда-нибудь да торопится, поднимая клубы пыли. Грейдер всё сильнее и сильнее разочаровывает, смесь песка и камней, твёрдого основания всё меньше и меньше. Скорость упала до 15 км\ч, виляешь по всей ширине дороги объезжая ямы, иногда приходится буксовать и прорываться через глубокий песчаный слой. В общем приятного мало. Через пару часов устав от борьбы с дорогой съезжаю на обочину, на отдых. Место, — фантастика, мох сплошным ковром, плюхаешься как на диван.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Постепенно доползаю до посёлка Кашкаранцы, сворачиваю в посёлок, там на берегу виднеется маяк.

Проехав по посёлку обнаружил дорогу вдоль берега моря, желания вернуться на грейдер не возникает, от тряски уже всё болит и он уже давно надоел. Вдоль берега укатанный песок, красота еду морем! Деревья в прибрежной полосе как гнёзда, останавливаюсь среди них, делаю обед.., ну и витаминный полдник туриста))

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Сижу на берегу, и ахреневаю от загара, +34С, а я умышленно выкинул дома крем от загара, как ни старался, но всё равно обгорел в эти дни. Любуюсь на солнечное море, — отлив, толи он заканчивается, толи набирает силу, замечаю косу, обнажившуюся из под воды и уходящую тонкой линией на 200 метров в сторону горизонта. Не могу не прогуляться по «красной дорожке»))

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

 Прикрепленное изображение

Еду дальше, следующая остановка мыс Корабль, теперь точно только берегом до самого устья Варзуги. Многие реки измельчали или пересохли, с водой в этом районе как-то затруднительно. Река, по карте полноводная.

Дорога по побережью ещё более красивая чем грейдерный лес, скорость движения совсем снизилась, постоянно останавливаюсь, бросаю велосипед и иду смотреть на открывающиеся взору пейзажи.

Заброшенные домики рыбака, и смотровые вышки, на одну мне всё же удалось залезть.

Ягодный ковёр повсюду, даже наступить жалко, стараюсь обойти стороной и делаю фотографию на память. А вот и мыс Корабль, чайки гадят на всё что можно)) Погода не подвела, море не даёт шанса оторвать взгляд.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Абсолютно не замечаю времени, солнце высоко над горизонтом, и ты всё двигаешься и двигаешься по привычки до темноты, познавая всё новое и новое.

Ручей Сиговицкий, как переломный рубеж, дальше начинается многокилометровая песчаная полоса вдоль берега моря.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

До устья сегодня мне видимо не доехать, в надежде всматриваюсь в горизонт, пытаясь рассмотреть хоть что-то напоминающее его. Бесполезно, возвращаюсь на тропу, и лишь цветы провожают меня в песчаные края..

 

Прикрепленное изображение

Кажется уже вечер, дорога вдоль берега превратилась в сплошной песок, ехать невозможно, до устья километров 20, ухожу к самой воде, пытаюсь ехать по линии отлива. Но я слишком тяжёл, колёса всё равно вязнут даже в плотном морском песке. 9 км\ч это всё на что я способен ехать по отливу, путём неимоверных усилий.. Сил уже нету, время кажется уже 23 часа, солнце приспустилось, набежали тучи и погода начала портиться. Справа море, слева заболоченная местность. Уже пора давно остановиться и устроить ночлег, но подходящего места не попадается. Еду до упора пока не найду что либо, или пока совсем не остановлюсь от бессилия. И как подарок скитальцу – вижу на горизонте рыбацкий домик, я к нему!

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Он пуст, внутри просто шикарно, две комнаты на 6 человек каждая, печь, чистые нары, стол, скамьи. Просто рай для путешественника, сегодня ночую с огромным комфортом (самая удобная ночёвка за все дни).

Утром так неохота вставать, так комфортно и так приятно было спать, выглядываю за дверь, — там хмуро, всё небо затянуто плотными облаками.. А как же солнечные, лазурные, песчаные берега Белого моря к которым я ехал…? Полный провал.., погода почти весь день сегодня будет хмурой.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Выхожу к морю с надеждой на солнце, но оно не отвечает мне взаимностью. Хороший отдых, взамен плохая погода, — баланс соблюдён.. Остаётся только двигаться вперёд к намеченной цели, до устья около 8 км. 8 км песчаного пути, половину из них честно толкаю велосипед рядом с собой, полоса отлива идёт не стабильной плотности, вязну в песке очень часто. Еду по самой кромке воды в полуметре, усиливается прилив, волны иногда заплёскивают через обода колёс. Море немного волнуется, наверное пытается вытеснить меня с этой территории. Вскоре добрался до устья, вот она заветная цель. На противоположном берегу старые бараки, людей не видно, переправы нет, по воде до них метров 200 не больше, а дальше на восток совсем дикие места. Вот туда бы..,

На моём берегу стоят машины, людей тоже нет, видна колея в песках от внедорожников. Вроде можно ехать, ведь до этого я прорубал свою собственную колею через песок. Отдохнув на берегу, беру курс на посёлок Кузомень он здесь совсем рядом, каких-то 5 км. Но не тут то было, колея в песке совсем рыхлая, велосипед вязнет, мыслей о том чтобы ехать не возникает. Кругом песчаная пустыня на 30 км. С трудом толкаю велосипед через песчаные дюны, в надежде, что от Кузомени есть какая-никакая, но дорога в сторону цивилизации. Дорога на Кузомень.

5 км мучений, и я наконец то вталкиваю свой велик в посёлок, и ахреневаю от увиденного, — дорог здесь нет!! Здесь те же самые дюны, здесь так же по щиколотку песка, здесь ничего нет кроме песка и старых развалившихся домов… Центральная улица, и деревянный настил чтобы хоть как-то передвигаться по посёлку.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Приятная новость, в посёлке есть колодец с водой, заправляюсь, сколько времени я буду отсюда выбираться неизвестно, все надежды разрушены. Погода постепенно пытается наладиться, солнце так и тянет подогреть и без того бескрайний песок. Тащусь через посёлок делая несколько фотографий на память. Каждый шаг с велосипедом от деревянного настила подобен испытанию, сто шагов — и минимум две минуты чтобы отдышаться, жара, тяжёлый велосипед с грузом…, и кажется, что всё ты приехал, ты здесь останешься на вечно.. Выползаю из посёлка, на выезде (точнее въезде) путника встречает кладбище, как бы напоминает что сюда лучше не соваться.

По карте мне необходимо преодолеть еще около 5км по пескам, затем начинается лес, надеюсь там будет легче. И он для меня как стимул и долгожданная награда. Но как преодолеть эти 5км, велосипед даже просто не катится, зарывается наглухо… За плечами у меня итак рюкзак, куда девать второй с багажника велосипеда… Песка под ногами много 10 см минимум, настроение не из радужных. Иду медленно, через каждые 100 метров остановка, отдышаться, попить воды, съесть какую-нибудь хрень. Местная автомагистраль.

 

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Примерно через два часа я добираюсь до лесополосы, бросаю велосипед и устраиваю большой привал, сил уже нет, и хочется прямо здесь встать на ночёвку. Где-то за полкилометра до привала, пробираясь через пески, вижу из лесополосы выезжает мне навстречу внедорожник. Подъехал к границе пустыни, увидел меня, развернулся и уехал обратно в лес. Зассал сцуко соваться в дюны.. Этот переход через дюны оказался одним из самых энергоёмких за все время скитаний по полуострову. Честные 5 баллов по пятибалльной системе сложности, ещё раз такого очень не хочется. Отдохнув начал штурмовать песчаный лес, здесь хоть как-то, но можно ехать на велосипеде. 9-10 км\ч это хорошая скорость в этих краях, и если вы увидите на своём спидометре в конце дня среднюю 10км\ч, знайте — вам сегодня повезло, вы счастливчик. Но как ни странно, вроде бы глухие места, и народ здесь редко бывает, но всё же я наткнулся в лесу на пластиковую бутылку «Липецкий бювет»))) Вскоре, я наконец выехал на грейдер, и впервые за 60 км езды по нему, я был несказанно рад его появлению))) Сейчас прямо, затем направо и я в посёлке Варзуга, ещё километров 20, — и я спасён! Варзуга просто замечательный посёлок, рай для туристов, места для палаточных лагерей вдоль берега много, есть гостиница, есть турбаза, есть два магазина, по некоторым дням ходит автобус (кажется Пазик) в сторону цивилизации. Одним словом – красота!

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Вечером, катаясь по посёлку, только и видел как подплывали и высаживались туристы водники, катамараны, байдарки, за вечер насчитал около 6 разных групп, с общей численностью флота 12-14 шлюпок))) Местная деревянная церковь Поставив палатку возле берега, переночевав, утром отправился в обратную сторону до Умбы. Погода восстановилась, солнце светило во всю, и я тоже был готов к приключениям. Выехал из посёлка на привычный грейдер и медленно почапал вперёд. Через 18 км на привале, вдруг обнаруживаю что у меня из велоштанов выскочил мой нож-тесак, — чёрт! Где и когда я его обронил сегодня, в начале пути или когда..? Пришлось скидывать все рюкзаки, прятать их в лесу и налегке ехать в обратную сторону. Не оставлять же его здесь, — своих не бросаем, всё с собой, тогда тебя пропускают кармические силы. Через 4 км нашёл, — лежит на дороге и ждёт меня. Этот варзугинский грейдер не раз пытался проверить меня на бдительность, я уже итак оставил и забыл на берегу моря плавки и носки после просушки, и сейчас на обратном пути мне их предстояло найти и забрать по навигатору. Терял фотоаппарат в районе мыса Корабль, но опять выручил навигатор, шаг в шаг я прошагал 100 метров по мху в обратном направлении и нашёл его. Солнечная зарядка аккумуляторов оставленная на первой стоянке, но вовремя вспомнив вернулся за ней. Сейчас вот нож заставил намотать лишние километры. В целом могу сказать этому грейдеру спасибо, из-за него я начал максимально туго крепить весь багаж, и каждый раз на остановках проверять наличие своих вещей. Больше потерь за всё путешествие не наблюдалось. Уже понемногу привыкнув к дороге под вечер меня постигла первая проблема, не выдержав тряски сломался багажник. Как так-то??? И это всего лишь на 4 день похода. Сломалась проушина крепления стойки багажника к раме. Трындец, ключевой элемент.. Кое как подлатав поехал вновь в Оленицу для капитального ремонта. Что-то настроения такая поломка мне не добавляла. Холодная сварка рулит, вечером на берегу моря я сидел и колдовал с металлом и этим клеем. Приклеил багажник прямо к раме намертво. И как показала практика, клей выдержал весь оставшийся путь на ура. Утром возрадовшись спасению я вновь покатил в Умбу. На подъезде к Умбе навстречу мне бодренько выкатил лыжероллер!!!! Какого хрена он здесь делает, неужели в Умбе есть лыжероллеры??? Или на Кольском больше негде кататься на лыжах? Правильно, — негде))) Дороги это отдельная тема. Эта дорога от Кандалакши до начала грейдера хорошего качества и на шоссере эти 170 км проедутся только в путь. Затем навстречу мне лихо промчалась группа велотуристов, видимо у них это первый день, все катят бодренько, и даже пацан в их составе идёт не последним. После обеда я докатил до посёлка, закупился в магазине, и отправился отдыхать и искать место под ночную стоянку. Утром предстоял решающий поворот в северном направлении.

Маршрут (часть 1)

Умба. Мунозеро. Ловозеро. (дорога семи мостов)

В планах было проехать 140 км по старой заброшенной дороге и выйти к посёлку Октябрьский, а от него повернуть на Ловозерские тундры к знаменитому Сейдозеру. Ехать в окружную по асфальту через М18 наматывая лишние километры мне совершенно не хотелось, поэтому старая дорога была выбрана изначально. Один из неприятных моментов, то что я дома забыл распечатку-план дневных маршрутов, все места где планировал делать стоянки и ночёвки. Поэтому весь поход пришлось импровизировать по ходу действий. Утром собрав лагерь проверив надёжность багажника я тронулся в путь через леса и болота. Вот такие замечательные деревянные мосты через крупные реки, их оказалось только семь, не соответствует количеству рек.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Последние размышления, пока недалеко уехал, — а может в окружную… Первая контрольная точка это посёлок Вельмежка. Никак не мог запомнить его название на карте, и всю дорогу до него в голове так и вертелось «Медвежка» (названия дают от производного слова, здесь видимо «медведь» — грезилось мне), наверное от того что места здесь более глухие, и то что в этот день я повстречал всего лишь двух человек в двух разных посёлках.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Вельмежка оказалась полуживой, пара заброшенных домов возле дороги, и какие-то непонятные признаки жизни ближе к лесу. Да.., вроде живут люди, 1-2-3 семьи, но наверное не больше. Дороги здесь уже сильно отличались от Варзугинских, каменистые, песка практически нет, оставшиеся после дождей лужи, и болота всё же дают о себе знать. Всё равно не езда, а постоянные прыг/скок с велосипеда и на него.

В планах на сегодня доехать до Мунозера или чуть дальше до Муны и заночевать там, а за следующий день докатить до Октябрьского. Этой дороги я боялся больше всего, так как при планировании маршрута она на всех картах была плохо различимой. Потихоньку еду дальше, скорость всё таже 8-12 км\ч быстрее невозможно, либо здоровенные камни на дороге, либо резкий подъём, выматывает только так. Километр за километром в таких условиях выбивает из тебя ненормативную лексику в адрес этого дорожного покрытия. Но как только заберешься на бугор и посмотришь по сторонам, то сразу всё успокаивается, и ты прощаешь эту тряску взамен увиденных красот.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

От того что ты один на дороге и тебе никто не едет на встречу, и никто тебя не обгоняет, совсем другие ощущения от езды, блаженство, спокойствие, организм расслабляется, мотивация на высоте, замечательное чувство, особенно когда ещё светит яркое солнце. Мне в этот раз повезло))), и доехав до посёлка Мунозеро я был полон сил. Въехав в посёлок, обнаружил что он совсем присмерти, только один дом остался в живых, и только наличие спутниковой тарелки выдавало его обитаемость. Остальные дома представляли ужасную картину…

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Что бы не портить настроение окружающим пейзажем, я отправился на отдых на озеро и бывшую пристань в этом посёлке…
…70 км позади, дневная норма почти выполнена, время около 6 вечера, но настроение ещё хорошее, может ещё чуть-чуть 20 до Муны?? А почему бы нет, это всего лишь 20, 70 км без проблем, а уж 20 так это вообще без разговора. Сказано, сделано, — поехал.
Выезжаю из Мунозера, дорога на удивление нормализовалась, ровная гладкая, спидометр удерживает невероятную цифру в 20 км\ч, всё прекрасно. Но вскоре показывается первое препятствие, река, ни мостов ни видимой переправы. Переобуваюсь в неопреновые чешки и перехожу по колено в брод. Ерунда, еду дальше постепенно дорога ухудшается, и в какой-то момент на развилке электронный разум — мой навигатор, просит уйти налево с той дороги по которой я ехал. Что за хрень, гляжу на развилку, этот съезд совсем зарос, колея еле читается вдалеке поваленные деревья поперёк дороги, Гармин ты что сошёл с ума??? Завёл в самую чащу и пытаешься меня заблудить? Шестое чувство подсказывает что мне всё же прямо. Благодарю Гармин за совет, но поступаю по своему. Еду дальше размышляю над поведением своего помощника. «Какая же дорога в лесу является главной, та которая хорошо накатана, или та которая похуже? По логике которая лучше накатана та и главная – верная. Но мы же в лесу, здесь логика наверное не уместна. Поехал на развилке по одной дороге, она привела в тупик делать нечего развернулся и вернулся на развилку обратно. Т.е. получается по ложной дороге ты проехал дважды. А потом с развилки ты повернул на другую — верную дорогу, и проехал по ней один раз. Один раз так сделал ты, другой раз кто-то ещё, потом кто-то ещё и так до бесконечности… Получается что хорошо укатанная дорога не является главной в лесу…»
С такими мыслями я докатил до очередной развилки, навигатор требовал опять свернуть влево. Чёрт, как быть на этот раз, обе дороги уже примерно одинаковой накатанности, куда дальше? Доверился навигатору. Проехав пять километров постепенно понимаю что что-то здесь не так, дорога медленно теряет свои очертания, и наконец выводит меня к реке. ЧОрт!!! По карте точно помню что таких рек на моём пути не должно быть, это не река, это мля океан, её только вплавь!!! Смотрю в навигатор до Муны осталось каких-то два километра. Сама река как раз моя, через неё в Муне должен быть мост, видимо совсем недавно на мелкой развилке я свернул не туда. Возвращаюсь на 300 метров назад и беру другой курс.
Курс длился не долго, через пару сотен метров из под ног исчезла и эта колея. Я на автозимнике, впереди болота. Делаю последние снимки и больше про фотоаппарат не вспоминаю.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Пробираюсь по разломанным дорожным брёвнам, но вскоре и они пропадают из под ног. Дорога кончилась. Я стою в каких-то ***нях, под ногами сыро, людей в радиусе 50 км никого, полная тишина, солнце уже близится к горизонту, наличие здесь когда-то дороги можно вычислить только по плохо различимой просеке (видимо вырубали немного деревья) до призрачного посёлка Муна 1,5 км, чО делать? Назад? Я напутлял уже много километров, выйти на исходную точку могу, но где гарантия что и другая дорога не окажется такой же. Ведь от Муны по карте всё же есть дорога которая мне и нужна…. Гармин тупо молчит, советы иссякли. Слезаю с велосипеда и толкаю его вперёд, ехать не возможно. А вот и первое болото, жижа на моем пути и не понятно кем и когда поваленное дерево. Останавливаюсь, пытаюсь пойти пешком на разведку, комары стадом окружают и набрасываются на меня. Кажется что они вот сейчас подлетят, подхватят своими лапками, и перенесут меня через эти топи. Но они начинают сасать мою кровь. Возвращаюсь к велосипеду.., быстрее куртку, накомарник, жара, тут ещё эти дебри, я весь мокрый внутри и уже уставший.
Запрыгиваю на дерево, веду велосипед с боку, переднее колесо опускается в жижу и моментально проваливает чуть ли не по ротор, заднее в момент ушло по самый переклюк. чОрт! Подхватываю велосипед изо всех сил и бегом по бревну, меся колёсами жижу перебегаю на тот берег. Вашу медь, чуть не отобрали велосипед!! Аккуратно двигаюсь дальше, под ногами грязь, немного жижи, вижу свежие следы медведя, ладошка и аккуратненькие пять пальцев! «ЧОрт, совсем свежие, когда он здесь проходил.., а кто вообще проложил эту дорогу, люди или звери..?» — мыслей миллион. Сразу всплеск адреналина, голова мыслит моментально, сразу просыпаешься от усталости, готов действовать и знаешь, как верно поступить, знаешь все ответы на все возникающие у тебя вопросы. Игры закончились, есть реальная угроза, ты максимально готов к предстоящему. Ненавижу это чувство, этот самый момент его пробуждения. И это не мнимый экстрим, а реально чувство опасности.
Дальше действую практически в состоянии аффекта.
Осталось 1,3 км, бросаю велосипед, иду пешком разведывая дорогу, метров через 700 дорога постепенно начинает проглядываться уже не только сквозь деревья, но и на земле появляется колея. Вроде всё нормально, вроде верный курс, возвращаюсь обратно за велосипедом, выталкивая его из говен.
Навигатор показывает что осталось 300 метров, уже можно ехать, дорога стала уверенной колеёй, сажусь и въезжаю в посёлок. Но вот навигатор сообщает что «вы приехали», но где же он, где дома, где хоть какие-нибудь признаки цивилизации…? Вдалеке виднеется покосившийся сарай, и несколько палок торчащих из земли, остатки от забора, — это всё что осталось от Муны. Вот и речка, вот и мост через неё, только он сожжён полностью, небольшая опушка среди леса это и есть сегодняшняя Муна. Как так-то?? Я надеялся что тут будет хоть что-то, хоть как-то… Делать нечего, я совершенно устал, комары и мошки накидываются целыми стаями, быстро ставлю палатку возле сгоревшего моста, прячу продукты подальше от стоянки, бегом на речку, головой в воду умыться, а заодно и попить между делом, и в свою конуру. Есть совершенно не хочется, ещё не прошло действие адреналина. Радует только одно вышел на какую то дорогу. Листаю карты в попытке выяснить куда она может меня привести.

Утром мошкары уже меньше, завтракаю сухпайком, собираю разбросанные вещи, и отправляюсь в путь. Теперь контрольная точка посёлок Инга, интересно, что же я увижу там.. Дорога от Муны постепенно нормализовалась, лужи, пески всё это можно было пройти без особых усилий. Я бы даже сказал, что превратилась в обычную дорогу с ухудшенным покрытием. И когда в лесу не вдалеке от Инги я увидел знак «ограничение скорости 30км\ч» стало ясно я на верном пути. Инга оказалась очень обжитым посёлком, много жилых домов, развалин практически нет, утром суетятся люди, жизнь кипит и течёт полным ходом. Настроение сразу стало прекрасным, сразу хочется крутить педали, и уже прохождение заболоченных дорог после Инги не так сильно омрачает. Единственная досада это комары и мошки, из-за них приходится ехать в плотно закрытой одежде, а солнце припекает сильно, жара, вносит дополнительную усталость.
Выбравшись из болот дорога преподносит новый сюрприз, начинается постепенный набор высоты, резкие подъёмы заставляют напрягаться. Всё чаще под ногами дорога превращается в песок. И вот наконец то я подъехал к царь-подъёму – 100 метров в горку по глубокому рыхлому песку с 10-12% набором высоты. Мать его.., — Кузомень номер два, сколько можно то..? Рисуешь в песке новую борозду, да ещё надо сделать это побыстрее, на тормозах велосипед практически не стоит, скатывается вниз, отдышка на верху просто нереальная)))
Ещё час, другой, и я наконец то выезжаю в шикарное место. Запасной аэродром для стратегических бомбардировщиков. Бетонная полоса шириной около 70 метров, и 3 км в попутном мне направлении. Отдыхаю, наконец-то можно спокойно пообедать.

Еду дальше, как же здорово мчаться по твёрдому ровному покрытию, к сожалению узнаю что проход через болота не прошёл даром. Задняя втулка начинает глючить, то залипают собачки, то наоборот не опускаются на холостом ходу. Надо разбирать и ремонтировать. Понимаю что надо ехать в мастерскую, сам наврядли смогу разобрать, нужный ключ кажется остался дома. Поэтому от посёлка Октябрьский мне надо повернуть налево, а не направо в Ловозеро. От Октябрьского всего 45 км до города Кировск, там точно знаю есть веломастерская, адрес её у меня записан. К тому же 45 км асфальта, да это раз плюнуть после прошедшего. Решение принято, меняю план, еду в Кировск. Начинают виднеться сопки.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

К вечеру вкатываю в Кировск, он расположен на подножье гор, и его улицы это сплошные подъёмы и спуски.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

озеро Вудъявр

Прикрепленное изображение

Время вечер, нахожу мастерскую, но признаков жизни она не подаёт, старая вывеска от спортивного магазина, а из местных жителей никто не знает что там сейчас. Обидно досадно. Из-за гор набегают тучи. Где ставить палатку на ночь, кругом одни склоны. Покупаю в ларьке газету, снимаю квартиру на два дня, буду отдыхать от болот и разбираться с велосипедом. Уже поздно вечером лежа на кровати и релаксируя от вкусного ужина, понимаю что окна у меня выходят на Хибины. Блин, да они начинаются прямо у меня под носом, и это те самые известные Хибины которые я когда-то хотел посетить, но потом пересмотрел планы, и как назло карты этой местности у меня нет. Но расстраиваться не стал, решено было утром отправиться полазить в горы в пешем порядке. Утром выдвинулся в горы.

Горнодобывающий комбинат

Прикрепленное изображение

Моя дорога по которой я шёл, ещё немного и я сверну влево от Камаза.

 

Прикрепленное изображение

Экспериментировать я не стал, а свернул на первую же тропу уходящую в горы, хотелось посмотреть с высоты «бегающих зайцев»))) на окрестности. И тут прямо как в сказке, красивые путляющие тропинки, мелкие чистые ручьи под ногами, озёра, карликовые деревья, — фантастика.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Это прямо как в поговорке, видимо совсем недавно, ещё не растащили на запчасти.

Медленно подымаюсь по тропе на вершину.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Камней под ногами становится всё больше и больше, и их размер увеличивается.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Где-то на высоте 500 метров сажусь на отдых и чаепитие.

Замечаю, что на эту вершину подымаюсь не только я один, ещё несколько местных туристов приближаются ко мне. Они рассказали, что идут смотреть штольни вырубленные заключёнными когда-то давным-давно. Вместе доходим до штолен, они расположены на высоте около 600 метров. Залез внутрь шахты, фонарь совсем слабый и светит с перебоями, у первой развилки вынужден был развернуться назад. Как-то очень хочется пройти дальше, но не могу заставить себя, что-то совсем страшно.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Дальше я подымаюсь один, погода отличная, ветерок, температура +20С заскакиваю на вершину только так. Высота 948 метров, я на одной из вершин, они плоские, решаю прогуляться на другую вершину. Красота, тишина, спокойствие, ветер в ушах, расслабление полное. Вдруг, практически из под ног мимо меня проносится заяц беляк, ёлки-палки, откуда он здесь на километровой высоте, новая порода «горный заяц»? напугал гад конкретно)))

Ландшафт конечно необычный, попадаются участки, что наверное можно проехать на велосипеде, мелкая щебёнка ровным слоем.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Иду дальше, камни под ногами чередуются разного калибра, то здоровенные глыбы, то пропасти через которые необходимо пролезть. Максимальная высота по велокомпьютеру 1039 метров, навигатор почему-то тупит по страшному не показывая нормально мой путь (только вечером уже в квартире от прорисовал мне подробную ветку моего маршрута).

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Перехожу с вершины на вершину в южном направлении, возвращаться назад таким же путём очень не хочется, по этому решаю спускаться в другом месте. Перед спуском охлаждаюсь от жаркого солнца.

Прикрепленное изображение

Стоя на вершине, любуясь озером Б. Имандра, вижу вдалеке автомобильную дорогу, решено идти прямо на неё, она ещё долго виднеется на горизонте как ориентир. По камням прыгать уже приноровился, каменистые участки пробегаю практически без особых проблем. Но вот впереди ущелье и лес, и вот она, совсем уже близко дорога практически рукой подать. Спускаюсь в лес, склоны всё круче и круче, деревья всё выше и выше, всё плотнее и плотнее. Вскоре натыкаюсь на горный ручей, отворачиваю в другую сторону, упираюсь в другой ручей, ещё ниже они сливаются и превращаются уже в горную речку. Чёрт, они меня зажали, приходится переходить вброд, так не охота было мочить ноги. Лес от ручъёв всё гуще и гуще, уже с трудом пробираюсь среди веток. Уже начинают посещать мысли, — какого хрена не вернулся пройденным путём. 2 км блужданий по каменистому наклонному лесу, весь исцарапанный сучками и пнями, в репьях и прочей цепляющейся хрени я выполз на дорогу. Ну наконец то я опять в цивилизации. Но где я? Включаю навигатор.., блин.., подниматься в горы начал в Кировске, а спустился недалеко от Аппатит.., ё-моё.. Всё на трассу ловить маршрутку! Сел в маршрутку, мандраж от спуска ещё немного остался, голова ещё плохо соображает. Радио в маршрутке поёт какие-то песни, и тут новости.. – «в липецкой области на строительство дорог выделено …столько то рублей». Чо за хрень..??? «безработица в липецкой области одна из самых низких в центральном регионе..» — чо за хрень..? Я где, я точно но Кольском, я точно с гор вышел туда куда нужно, не попал ли я в пространственно временно континуум? Свои видимо достанут везде))) Вечером уже в квартире разобрал велосипед и попытался прочистить и наладить трещётку. А утром вернул ключи хозяйке и двинулся вновь в сторону Ловозера по запланированному маршруту. Отъехав 15 км от Кировска я вдруг обнаружил что мой багажник опять сломался. Переломилась поперечная стойка ограничивающая попадание велоштанов в колесо. Опять остановка, мотаю сломанное место проволокой и закрепляю сваркой. Через полтора часа двигаюсь дальше, время потеряно, опять значит поздно выходить на ночёвку. Доезжаю до Октябрьского, сворачиваю в него посмотреть что он из себя представляет. От Октябрьского осталось только название на карте. Эти посёлки призраки начинают напрягать, а ведь я в начале планировал здесь остановиться на ночь и пополнить свои запасы, хорошо что свернул в итоге в Кировск.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

От Октябрьского в сторону Ловозера к посёлку Ревда идёт старая разобранная ж\д дорога. Сняли весь метал, рельсы, накладки, болты, остались только шпалы на песчаной отсыпке. С этого момента моя дорога идёт параллельным курсом с ж\д насыпью, и иногда пересекая её туда сюда.

Первые 15 км дорога ещё нормальная, плотно укатанный песок, есть здоровые ямы, но их можно объехать. Затем дорога под 90 градусным углом уходит на север, всё ближе и ближе к горам, и преподносит очередные сюрпризы.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Чем ближе я приближался к Ревде тем сильнее горы вносили препятствия на моём пути. Ручьи стекавшие с гор превращали дорогу в горную реку. Возле первого такого родника на моём пути, я остановился лёг на землю и попытался выпить воду с моего пути, но это не помогло. Ледяной родник разлился на 50 метров вперёд по колее. Пока ходил пешком туда-сюда выбирая оптимальную траекторию прохождения велосипеда, ноги от холода стало сводить и ломить. После перехода вброд наверное десятого ручья, я плюнул на эту затею ехать по дороге с её бесконечными горками и водными преградами и вышел на ж\д насыпь.

Прикрепленное изображение

Пытался ехать по шпалам, невозможно, с боку не удобно песок осыпается. Начались бесконечные метания, дорога, шпалы, дорога, шпалы.. 50 км ни как не поддавались прохождению. Уже солнце скрылось за деревьями, уже небо начал заполнять багровый закат, а я всё воевал с дорогой.

Прикрепленное изображение

Вымученный, уже поздним вечером, практически ночью, я подъезжаю по шпалам к очередному сходу на дорогу и вижу, что дорога широкой ниткой уходит в гору, и там на вершине виднеется какая-то постройка. Ура я спасён, умываюсь в ближайшем роднике, привожу себя в порядок, готовлюсь к встрече с цивилизацией, и поднимаюсь по дороге наверх. И вот я наверху, но что это.., я весь день пробирался по дебрям, я разговаривал с дорогой на Великом и Могучем, я устал и измучен, мое сознание затуманено, и я еле стою на ногах, а тут.. Полная разруха, какой то промышленный объект, дома, наполовину разрушены, кругом тишина, лёгкий ветерок, уже давно сумерки. Я жадно пытаюсь найти глазами хоть что-то уцелевшее и не разрушенное, но в ответ до меня доносится пронзительное поскрипывание какой-то железной муйни… Мать его!!!! Где я??? «Обитель зла» точно не здесь снимали???? Всё один в один, я кажется последний из выживших.. Под ногами мусор, обломки кирпичей, куски железа. Проверил штаны, — мокрые, но вроде совсем недавно в ручье отмывался от грязи. Ощущения нереальные, кратковременный мандраж получен))) Достаю карту смотрю, тут совсем рядом есть смотровая площадка, еду туда, а в это зловещее место я вернусь лучше как-нибудь днём.

Прикрепленное изображение

Доехал до смотровой площадки, красота, здесь открывается обзорный вид на озеро Умбозеро, а вдалеке виднеется восточный край Хибин.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Время уже час ночи, всё на сегодня хватит, до Ревды отсюда осталось 9 км, и это асфальт и это вниз с горки!! 9 км счастья и блаженства, 50км\ч кайф, правда слишком холодный, за пять минут спуска пальцы практически онемели. Такая глобальная стройка, потом полное её уничтожение, это — единственный перрон как память о железной дороге.

Вкатываю в Ревду.

Ревда начинается просто грандиозно, с девятиэтажек! Ого, ну и размах города думаю я, значит завтра я воспользуюсь всеми его благами. Проезжаю по его окраине и ухожу ближе к лесу ставить палатку, в полтретьего ночи я наконец-то засыпаю. Утро пасмурное, я вновь въезжаю в Ревду на осмотр и за провизией, начинается мелкий моросящий дождь. Он не собирается кончаться, и портит всю картину, ведь сегодня я хотел идти в Ловозерские горы через перевал к Сейдозеру, но прыгать по мокрым камням будет очень сложно, и вполне опасно. Катаюсь по Ревде под дождём изучаю посёлок. Да именно посёлок, полузаброшенный, очень много оставленных не жилых домов вперемешку с жилыми. И те ночные многоэтажки это их визитная карточка, их всего 3-4 шт. на въезде.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Я полностью подавлен, всё идёт худшим образом. Нашёл какую-то гостиницу, но идти туда узнавать что и как там нет настроения. Кажется мой поход в горы сегодня накрывается, что делать, ждать у моря погоды..? Заехал в магазин, там мужик в приподнятом настроении, разговорились, оказалось что он тоже из Липецка, уже давно перебрался сюда работать, но сейчас здесь в посёлке упадок и он пришёл в магазин за портвейном. Что делать?, банальная ситуация, а я в неопределённости, поехал на разведку в сторону гор. На подъезде дождь закончился, я спрятал велосипед подальше в кустах, взял с собою палатку и необходимый инвентарь и пошёл к перевалу. В Хибинах конечно мне было легче, чем здесь, там я шёл налегке, лишь с дневным запасом еды, здесь же пришлось переть лишний груз. Потихоньку я начал штурмовать перевал. Горнодобывающая фабрика.

Вид на перевал, горы совсем близко, практически свисают над тобой, смотришь просто обалдеть.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Здесь кстати если обходить фабрику слева есть отработанная шахта, холод в ней жуткий, я зашёл в неё только на 4 метра, а с потолка уже свисали ледяные сталактиты. Пройтись по развилкам шахты очень тянуло, но я всё же не решился. Через перевал к озеру ведёт тропа, и я в первый раз туда идущий не сразу сумел её разглядеть, и не всегда удавалось потом удержаться на ней. По камням трудно определить где верное направление. Вообще поход на Сейдозеро популярен у туристов, за время своего похода я повстречал 6 групп, общей численностью около 30 человек. И это по словам местных походников ещё очень мало. Я всё же ожидал здесь более глухих мест. Но сам поход к Сейдозеру можно назвать хорошей туристической прогулкой, особенно если идти группой на 5-7 дней. Полного уединения вы не получите, но приятных эмоций будет море. Я в причину не совсем приспособленного снаряжения был там всего два дня. На вершине перевала, теперь вниз по тропе к Сейдозеру.

(вдалеке через лес, — это не тропа, а каменистая горная река, сейчас она без воды) Всё же лазая по горам надо быть предельно осторожным, как напоминание об этом на перевале стоит памятная табличка погибшему туристу в 1978 году.

Прикрепленное изображение

Спускался вниз я долго, постоянно сбивался и заново выходил на тропу, по камням, через лес. В лесу туристическая тропа помечена синими метками и ведёт вокруг озера. Идти по ней правда очень сложно, прямых участков практически нет, постоянно вверх-вниз, через камни и корни деревьев, 3-4 км\ч хорошая скорость в этих условиях. Постоянно приходится контролировать каждый шаг, нагрузка на ноги идёт приличная. В Сейдозеро впадает река Эльморайок в одном месте есть мост, переход через неё, вода там необычайно бирюзового цвета просто обалдеваешь от нереальной картинки. Пока гулял по этим горам выпил три литра этой самой реки, набрался саамской силы.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Семь часов прошло с момента начала восхождения, уже устал, пробираясь по тропе вдоль озера, начавшийся дождь вынуждает быстро поставить палатку на небольшом пяточке у воды и отложить поход до утра. Утром планирую всё же залезть на вершину и посмотреть на озеро сверху. Но на карте ни вижу ни одной тропы которая бы шла наверх. Надо было на перевале не спускаться вниз, а идти верхом по вершинам. В итоге решаю пойти напрямик и в более менее доступном месте вскарабкаться в гору. После дождя всё мокро, надо быть предельно осторожным, поэтому оставляю лагерь стоять на берегу, а сам налегке штурмую горы. Где-то на середине восхождения.

Прикрепленное изображение

Знаменитая пиктограмма на скале.

Прикрепленное изображение

Поднимаясь всё выше и выше главное учитывать как спускаться обратно вниз. Залезть вверх почему-то всегда легче, чем потом спуститься. Вот и у меня настал такой переломный момент, когда я понял что обратно этим маршрутом мне уже не пройти. Сразу вспомнились Хибины, спуск через лес, «блин.., опять второй раз через лес..» Делать нечего, и я покарабкался дальше.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Из-за того что вершины достаточно плоские полной панорамы озера не увидеть. Погода немного подвела сыро хмуро, блуждание по мокрому мху дало о себе знать, ботинки хоть и горТекс, но всё равно промокли насквозь, двух часовой спуск через дремучий мокрый лес они не выдержали. Спускаться мне пришлось в соседнем ущелье, опять лес, опять горный ручей, правда переходить его мне не пришлось. Но в этом ущелье по карте есть тропа вдоль ручья. О чудо, подумал я, и начал спускаться в направлении тропы. Чуда конечно не произошло, тропы почему-то не оказалось, я умышленно ходил поперёк неё в надежде что случайно наткнусь, но увы…, поэтому пришлось топтать свою собственную до основной тропы вокруг озера. Всё же велотуризм и походы в горы не совсем совместимы, всего нужного на себе одном не упрёшь. Сейдозеро, а через перешеек Ловозеро.

Обратный переход через перевал прошёл куда веселее, потратив всего 4 часа вместо предыдущих семи. Но лазание по камням здесь мне показалось тяжелее чем в Хибинах, на подъёмах больше мелких камней, они осыпаются под тобой, труднее сохранять устойчивость. На самом перевале я нашёл кем-то обустроенный шалаш на 1-2 человека, если вы вдруг попали в ненастье. Выглядит вот так (gps N67’51”550 E034’39”817) находится недалеко от тропы.

Уходя, не забудьте оставить камень.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Вечером забрав велосипед я вернулся в Ревду, и атаковал ближайший магазин, после подъёмов куда-то делись силы. Пополнив запасы я отправился встречать закат на ночную смотровую площадку. В горах было пасмурно, а в посёлке сухо и солнечно, погоду не угадать. Рядом с смотровой площадкой оказался заброшенный рудник, немного побродил пока светит солнце.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Умбозеро и Хибины

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Посмотрел на закат, попрощался с Ревдой, и укатил дальше в сторону Мурманска. Совершенно не было желания ещё раз ночевать здесь, по этому решил сменить обстановку и проехаться ночью.

Прикрепленное изображение

Ночью дорогу видно достаточно хорошо, едешь без фонаря, машин тоже практически нет, в два часа ночи я свернул на обочину в лес на приглянувшуюся поляну на ночёвку. В планах было доехать в Мурманск через Оленегорск, а оттуда взять другое направление. К обеду я уже добрался до Оленегорска, нашёл круглосуточную ж\д столовую, оценил питание в РЖД и отправился в сам город. Столовая находится за городом не совсем по пути, но от такого подарка я всё же не отказался. Оленегорск встретил меня торжественно, он праздновал день города, ярмарка, концерт, аттракционы, хороводы, в общем я попал на их праздник))

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Задняя втулка всё же иногда давала о себе знать, поэтому решено было обязательно найти мастерскую в Мурманске и устранить дефект. Поэтому, прокатившись немного по городу я двинулся дальше на север. Санта-Клауса не существует! Навигатор повел меня обходной дорогой мимо М18, проведя через посёлок Лапландия, где по приданию должен жить Санта-Клаус, но ни посёлка ни самого бородатого деда я не обнаружил, всё это сказки! И таблички неверны!)))

Прикрепленное изображение

Мурманчане меня немного озадачили, они отъезжают от города на 40-50км что бы посидеть в лесу, на поляне у реки\озера и пожарить шашлыков. Не уже ли у них нет мест поближе к городу, зачем ехать так далеко. Вечером уже подъезжая к городу я всё пытался найти место для ночёвки, но во всех съездах было занято, кругом отдыхали. В конце концов я встал на реке рядом с ещё отдыхающими людьми.

Маршрут — часть 2

Мурманск. Териберка. Дальние зеленцы

Вот наконец и Мурманск, въехав утром в город я остановил попавшегося под руку велосипедиста и узнал где в городе есть веломагазины и мастерские. Он даже любезно проводил меня к ним, так как ехал примерно в том же направлении. Подъехал к магазину, он закрыт! Время 11.00, что за ерунда? Какой сегодня день недели? Сегодня оказывается воскресенье и они работают с 12-и, ого! Поехал пока немного изучить окрестности. У магазина вижу стоят велотуристы, закупаются, парень с девушкой приехали на поезде из Петрозаводска, и сейчас собираются ехать на Рыбачий, круто! А мне наоборот совсем в другую сторону)) Вернулся в мастерскую, разобрали, почисти, смазали трещётку, и через час я покатил смотреть город. Памятник героям североморцам защитникам заполярья.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Кольский залив.

Прикрепленное изображение

На Кольском обратил внимание, что дома в городах часто выкрашены в яркие разнообразные цвета. Мурманск тоже оказывается расположен на подножьях сопок, найти горизонтальную дорогу достаточно трудно. Поэтому я покатил закупаться провизией и на выезд из города в сторону Териберки, а заодно осматривая улицы. Около пяти вечера я наконец-то выбрался из города, поздно ничего не поделать, в планах доехать до развилки на Териберку и заночевать где-нибудь там. Дорога асфальт, вначале всё больше сопок, вверх-вниз, потом через 50 км уже больше равнина, уже начинается тундра.

Секретный, закрытый, стратегический город Североморск-3!!))

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Вечер был замечательный, правда по термометру прохладный +9С, но в майке с коротким рукавом было в самый раз. Пейзажи кругом были красивые и наверное согревали.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

В этот день опять я вышел на ночёвку совсем поздно, уже в первом часу ночи. Но каких либо неудобств с поиском места я не испытывал. Здесь (на Кольском) как то намного проще чем, у нас, свернул с дороги, встал где захотел и никто в большинстве случаев тебе не мешает. Пока ехал в сторону Териберки на дороге, на обочине постоянно стояли пустые машины без хозяев. Это грибники и ягодники уходят в тундру на сбор, и их совершенно невидно. Подходишь к машине, а на горизонте никого нет, и когда они вернутся не известно. Ночёвка у озера по пути на Териберку.

Прикрепленное изображение

Утром я уже свернул с асфальта и оказался на грейдерной дороге. До Териберки оставалось 40 км, ужасающего грейдера, это даже не грейдер это….. столько матерных слов, так долго, и так ярко я никогда не высказывал вслух. 8 часов я ехал этот участок с остановками. Это не грейдер, это песок с элементами камней. Машины колёсами накатывают поперечные песчаные волны, эти волны идут через каждые 30 см, едешь как по шпалам. Вот здесь я реально пожалел, почему я не еду на найнере. Ни широкие покрышки, ни широкое мягкое седло, ни амортизирующий подседельник, ни разблокированная вилка, ни хрена не помогали. 20 км я наверное точно прошагал пешком, остальные я летел со скоростью 9 км\ч. Блин такого «кайфа» не забыть, да он ещё предстоял в обратном направлении. К тому же эта «жопа мира» оказалась популярна у местных автолюбителей, каждые пять минут мимо меня проезжала машина, оставляя клубы пыли. Это не жопа, это «*нал мира». Практически злой я приехал в Териберку, но она всё же спасла моё настроение хорошей погодой и красивым закатом))) Грейдер, хороший и красивый участок.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Не каждый автомобиль уедет отсюда.

Териберское водохранилище.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Песчаные пляжи Северного Ледовитого океана.

Прикрепленное изображение

Да.., Териберка тоже оказалась загнивающим посёлком, разрушенные, покосившиеся дома, заброшенная школа, умершие корабли…

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Дорога на Териберский маяк, как оказалось она не достроена, строят уже 4 года, и видимо не достроят никогда, строители не пускают, говорят что дальше дороги нет, хотя по карте отмечена тропа.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Небольшой островок в заливе, во время отлива к нему обнажается узкая тропа. И водоросли у подножья островка.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Дальше чуть вверх ближе к морю есть второй посёлок Териберка-Лодейное (это наверное как наш «Новолипецк», жилой район, у бывших рыбаков), он чуть более живой, хотя встречает тоже гнетущей обстановкой.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Проехав через него, я вышел к Баренцеву морю на мыс Жилой. Красота.., особенно ужин с видом на закат и Ледовитый Океан!! Походил по камням, спустился вниз к воде на побережье из огромной гальки, и после заката поставил палатку среди камней, заснув под тихий шелест прибоя…

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Любуюсь закатом, а где-то там на горизонте, ходит наш сторожевой корабль, постоянно пересекая солнечную дорожку. И как в игровых автоматах, мысленно взявшись за руль велосипеда, ты пытаешься его торпедировать, а он уворачивается под солнечными лучами…

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Утром я попрощался с Териберкой, и поехал в Дальние Зеленцы.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Ехал по грейдеру с надеждой, что вот закончится он, я выйду на асфальт и покачу по нему в Дальние Зеленцы. Только эти мысли как-то поддерживали мою мотивацию. Глазами считал каждый километровый столб на дороге. И вот я наконец-то добрался до асфальта, ура победа, привожу себя в порядок, чищу, смазываю привод, готов ехать дальше. Тронулся в Зеленцы. Через километр асфальт закончился. Как так-то?? Опять грейдер, вы совсем что ли??? Это полная засада, отсюда до Зеленцов 80 км, и опять по такому же грейдеру. Я 40 км грейдера до Териберки еле выдержал, а тут вдвое больше….
Стою посередине дороги не знаю что делать, все надежды разбиты, разрушены, разломано всё что можно. Уже в голове мысли, «..да пошёл он этот Кольский со своими дорогами.., поеду в Мурманск на поезд и домой, хватит уже..». Минут двадцать стою на месте не знаю как поступить, «..160 км грейдера, блин да это 4 дня пути, у меня продуктов то столько нет, а что там впереди, что за посёлки есть ли в этих Зеленцах магазин…». Не знаю каким образом, но заставил себя поехать дальше и добраться всё же до Зеленцов. Ехал уже практически на автопилоте, ни солнце, ни прекрасная погода, ни чудесные пейзажи уже не в состоянии были помочь и хоть как-то улучшить настроение. Через несколько километров дорога стала более твердой, ямы остались, но песка становилось все меньше и меньше. 10-11 км\ч уже воспринимались глазами более радостно, ещё через десяток километров скорость увеличилась до 12 км\ч и я немного отживел. Уже стал крутить головой и смотреть по сторонам. Всё же от качества дороги многое зависит, без настроения ни какой поход не будет успешным. И главное что бы количество приятных факторов было больше чем негативных.
По дороге в Зеленцы.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Наш ответ американскому «Харбу»

Прикрепленное изображение

Серебрянское водохранилище.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Канал для сброса воды.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Шлюзы Серебрянской ГЭС.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Через 40 км от развилки на Териберку и на Дальние зеленцы, я въехал в посёлок Туманный. Там всё в одном, есть гора Туманная, есть река Туманная, есть озеро Туманное, есть посёлок Туманный, не хватает только дороги «Туманная». В общем это рабочий посёлок расположенных по близости ГЭС. Станций много и люди из посёлка работают на них. Конечно выглядит Туманный тоже печально, выезжаешь в него и сразу видишь вот такую картину, сразу всё понятно.

Но на счастье туристов там есть магазин, и даже несколько раз в неделю ходит автобус в Мурманск. Туманный оправдал свое название, над горой висел туман и два дня над ним шёл мелкий дождь. На следующий день с утра я поехал дальше, из Туманного в Дальние Зеленцы. Этот участок дороги в Зеленцы оказался очень красивым, извилистая дорога по небольшим сопкам, она проходила между ними. И сопки, и озёра были настолько близки к тебе, что можно было практически дотянуться до них. Бросил велосипед протянул к ним руки, и ты стал с ними как единое целое. Людей никого. Озёра настолько близки к тебе, что ты видишь, как они расположены на разном уровне одно выше другого, идут каскадом, но переливаются друг в друга под землёй.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Дороги на Зеленцы.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Бывший пропускной пункт в Зеленцы.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Наконец я взобрался на последний подъём и впереди показались Дальние Зеленцы.

Прикрепленное изображение

Зеленцы мне понравились очень сильно, хотя полная разруха. Четырёхэтажка это здание Биологического института, что они там исследуют, я не знаю, жилых домов нет, выше на мысу стоят военные связисты, в самой бухте начинают обустраиваться дайверы, строят свои домики в стороне от посёлка. И полностью оставленный посёлок без признаков жизни. Гуляешь там, как по другой реальности, ощущения непередаваемые, эмоциональный всплеск обалденный, особенно когда понимаешь где ты находишься, и в каком уголке карты…

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

С трудом я оторвался от прогулки по Зеленцам и пошёл к морю на мыс Дернистый.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Наша граница.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Всё, дальше только море!

Прикрепленное изображение

Утром так неохота было уезжать оттуда, чуть ли не до слёз, совершенно не мог наглядеться на окружающую действительность. И сейчас я понимаю, что ещё раз хочу пройти тот путь, из Туманного в Зеленцы и дальше, до Восточной Лицы. Там просто необыкновенно, от Зеленцов и начинается именна та прекрасная уединённость, где только ты и природа. Под впечатлениями я докатил обратно в Туманный, оказался «тот самый день» когда ходит автобус, сел в него и поехал в Мурманск.

Маршрут — часть 3

п-ов Рыбачий. Немецкая дорога

Вернувшись в Мурманск мне предстояло повернуть уже в другую сторону, на запад, по трассе М18 до посёлка Старой Титовки. Ещё раз я проехался по улицам этого города, переехал по мосту через Кольский завил. Заехал на смотровую площадку и небольшой мемориальный комплекс в посёлке Абрам-мыс.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Мурманск с противоположного берега (мегапанорама).

Прикрепленное изображение

И покатил дальше, в планах доехать до Титовки пройти пост и заночевать где-нибудь возле Среднего. Но как обычно планы немного не совпали. Дорога хоть и была – хороший асфальт, но проходила через многочисленные сопки. Как умудряются строители собрать все горки, ума не приложу))) Первая контрольная точка, это Долина Славы. Она начинается за несколько километров до мемориального комплекса, с расположенных возле дороги братских могил. Они стоят практически на каждом километре, обелиск, небольшая площадка. Заезжаешь на каждую, и постепенно ты доезжаешь до самой Долины Слава. Там действительно, среди сопок образовалась большая долина, трава, болотце, и сопки всё это обрамляют.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Мемориальный комплекс Долина Славы.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Дорога мимо долины.

Прикрепленное изображение

Естественно к вечеру я не успел добраться до Титовки, а свернул к ближайшей реке.., а там грибы))) Грибов на полуострове много))

Прикрепленное изображение

Ягодный беспредел.

Пропускной пункт у посёлка Старая Титовка, проверяет паспорта, поднимает шлагбаум и пропускает путников восвояси. В самом посёлке, это даже не посёлок, а сто метров оборудованного для туристов пространства. Кафе, автомастерская, информационный стенд. Кругом суетятся люди. Съезд с трассы М18 на полуостров Средний, вообще начинается с асфальта, и трудно поверить, что вот уже едешь на Рыбачий по асфальтированному полотну. Одним словом Рыбачий это тоже, как и Хибины и Ловозерские горы, — хороший туристический маршрут. Но абсолютной дикости там нет, если только на восточной стороне Рыбачего. Из Титовки машины отправляются целыми караванами, я пока ехал до Среднего меня постоянно обгоняли автомобили, иногда по 4-5 машин вместе. Потом промчалась группа из 6 квадроциклов. По одной, две машины встречались очень часто. Ощущение что это не Рыбачий, а проходной двор. По дороге на Средний, река Титовка.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

На перевале, впереди Средний, сзади Рыбачий, справа Мотовский залив.

Прикрепленное изображение

Подъезжаю к хребту Мустатунтури, вдоль дороги идут братские могилы, на обочине стоят стрелки указатели к проезду в боевой музей.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Еду в музей, и тут вот такая радость, военные стоят лагерем рядом, ночью говорят слышны ихнии канонады.

Обалденные дороги на Среднем, американские горки, на велосипеде по ним класс))

Прикрепленное изображение

Добрался до музея, несколько домов, ветеран войны участвовавший в сражениях на перевале Мустатунтури, открывает ключом один из домиков рассказывает посетителям о событиях в те дни войны. Вначале правда лучше вскарабкаться на сам хребет посмотреть как воевали наши воины в каких условиях и какими силами. Людей в этом месте достаточно много приезжают целыми группами. Я там пересёкся с парой групп на джипах, потом мы ещё несколько раз встречались с ними в последующие дни. Около 30-и человек было только на стоянке возле музея. Хребет Мустатунтури.

Прикрепленное изображение

Окопы

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

После музея я отправился объезжать Средний по часовой стрелке. Дороги на Среднем достаточно хорошие, накатали туристы, молодцы. За один день объехать по периметру способна даже «девачка». Я же отправился на мыс Земляной, хотел успеть туда до заката. п-ов Средний, дороги, небольшая река.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Мыс Маталаниеми, весь усеян вот такими камнями.

Прикрепленное изображение

Западный берег Среднего. Какой-то бывший военный смотровой домик.

Прикрепленное изображение

Береговая батарея.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Гора Земляная, мыс «Два Брата» к закату я всё же не успел, но заехал не зря.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Этих «Двух братьев» достаточно трудно найти, основная дорога идёт поверх обрыва, ты едешь, видишь слева море, возле обрыва стоит военная точка, небольшая база. А братьев не видно, они находятся под военной базой вниз под обрыв. Ехать к воякам не рискуешь, поэтому надо ехать по основной дороге до самого берега моря, до самой воды, и возвращаться назад уже по побережью 1,5 км. Со среднего на перешейке, я опять свернул и поехал по Рыбачьему по часовой стрелке. На перешейке стоят автомобильные знаки «жрачка» и «ночлег» и стрелка 4 км в сторону кемпинга Б. Озерко, сам туда не заезжал, так что не знаю что там на самом деле, но знаки свежие, установлены недавно. Дороги на Рыбачьем конечно уже намного хуже. Мне повезло и в эти дни погода была хорошая, и водных преград, на моём пути практически не было. Но камни на дороге всё равно мешали ехать. Довольно крупная галька, велосипед скачет, руль того и гляди пытается вырваться из рук, тебя постоянно кидает из сторону в сторону, ты пытаешься удержаться в седле, делаешь резкие движения рулём что бы не упасть, зад велосипеда заносит, тяжёлый багажник инерционно бросает вбок, торсионная жёсткость у багажники слабая, и…., стойки ломаются…. В третий раз у меня сломался багажник, уже на Рыбачьем, переломилась вертикальная стойка)))) (ломался именно метал на багажнике, места сварки показали хорошую живучесть, я больше боялся что багажник сломается именно по шву сварки) Вот такая радость мне привалила, я стою у мыса Коровий и у меня опять проблемы с багажником. Опять полез в рюкзак за клеем)) На самом Рыбачьем уже намного меньше машин, некоторые пытаются сюда ехать вот на таких.

Поэтому отсюда можно и не вернуться своим ходом. Хотя самые ахтунговые дороги на подъезде к Среднему, булыжники да ещё и приличные подъёмы одновременно. Не знаю как тульская семёрка сумела пробраться на Средней (встречали её там). Это, если кто захочет проехаться по Рыбачьему с комфортом, они обогнали нас, но потом мы встретились с ними на песчаном пляже. Шишига с туристами на крыше, ехали на экскурсию на Рыбачий на несколько дней, 10-12 человек. Заброски контора осуществляет по всему Кольскому.

Уже на Рыбачьем на каменистой дороге я встретил ещё одного велотуриста из Североморска, мы ехали практически по одному маршруту, и последние два дня прошли вместе. Мыс Немецкий.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Мыс Немецкий, маяк, посёлок Вайда-Губа и ПВОшники.

Прикрепленное изображение

Мыс Кекурский, проход в скалах к морю.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Дот. Вентиляционная шахта и дверь.

Прикрепленное изображение

Посёлок мыс Скорбеевский, кажется бывший военный.

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

С мыса Кекурский через Скорбеевку мы вышли опять к перешейку на Средний и обогнули Средний с восточной стороны. Дорога здесь вообще замечательная можно ехать 15-18 км\ч, небывало быстро. Дальше вновь через перевал Мустатунтури, и свернули направо на Немецкую дорогу построенную немцами во время войны. Дорога конечно не очень проезжабельная, но идёт по очень красивым местам. И сама кладка дороги из камней, камень к камню, подогнан очень плотно, и это полотно путляет через сопки и озёра. Красивые места, но труднопроходимые.

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображение

Прикрепленное изображениеПрикрепленное изображениеПрикрепленное изображение

Прикрепленное изображение
По немецкой дороге мы шли очень долго, в итоге она привела нас в посёлок Печенга, прямо на военный полигон, и как раз там начинались стрельбы. Стреляли чуть в стороне от нас, аккуратно мы вышли на КПП и нас выпустили на трассу. Печенга.

Прикрепленное изображение

Из Печенги до Мурманска уже добирались на маршрутке. Купив билет домой, у меня оставалось ещё несколько часов до поезда, я медленно покатил по Мурманску познавая и прощаясь с ним. Катаясь по улицам я стал свидетелем как на перекрёстке голубая иномарка врезалась в пожарную машину, спешившую на вызов. Посмотрел на номера, — «иногородние с другого региона, не знают дорог, ладно простительно» подумал я, и покатил дальше. И уже через час, еду смотрю по сторонам, и вижу что меня обгоняет эвакуатор, с этой разбитой иномаркой, я гляжу ещё раз на номера.., 48 регион.., да…, пора на вокзал, на поезд, уже не узнаю своих с первого раза.

Маршрут — часть 4

P.S. В целом о путешествии, всё в большинстве своём прошло гладко без каких либо глобальных сбоев, многое было предвидено заранее, и нежданчиков не случалось.

Багажник ушатался в хлам, это единственная проблема. Задняя втулка нормализовалась. Проколов ноль. Порезов на покрышках ноль. Тормозные колодки стерлись на половину, тормозил очень часто.

Всего 24 вело дня, + 3 дня в поезде.

1810 км, набор высоты 14800м.

Самое понравившееся место – Дальние Зеленцы.

Максимальная температура воздуха +34С, минимальная +7С.

Вода в Белом и Баренцевом море отличная, можно купаться, и не просто трусы помочить, а устроить заплыв))))

Белое или Чёрное? – конечно Белое)))

Добавить комментарий