«

»

Окт 04 2012

Озеро Эльтон. Волгоградская область

Ammorphis. Сентябрь 2012 http://forum.velolipetsk.ru/index.php?showtopic=11900

 Прикрепленное изображение  Соленые озёра, немного информации, что они из себя представляют, недавно побывал там, в картинках и комментариях, фотографии чуть ниже.

У меня было примерно так, маршрут:
Липецк-Борисоглебск-Балашов-Елань-Ильмень-Петров Вал-Камышин-степь-Эльтон-степь-Капустин Яр-Волгоград-Воронеж-Липецк

Липецк

В 6.00 утра электричка убегает в строну Борисоглебска, забрасывая меня на уже привычную точку начала маршрута.

Борисоглебск
В который раз он встречает меня хорошей погодой — сухо, солнечно, и почти нет ветра, дорога проверенная и маршрут уже знаком. Плавно въезжаю в соседнюю область. Кажется где-то я это уже видел.

Саратовская область радует облаками и красивым пейзажем.

 

Балашов

В третий раз уже пересекаю его на велосипеде, на этот раз начинается дождь, метаюсь между одним вокзалом и другим, находя нужную мне электричку. Город не очень большой, но ж.д. вокзалов целых три. Как и в прошлые разы город не запомнился, пересадочный пункт и всего лишь. Отсюда дорога электричкой на Елань.

Елань

Время 21.30 давно стемнело, электричка прибывает, впереди 60 км до следующей пересадки. Езда ночью приятна и привычна, тишина, машин практически нет. За 12км до Ильмени делаю первую остановку на ночь. Утро преподносит первый сюрприз, — прокол, не очень приятно, когда надо успеть к 10.00 на вокзал.

Ильмень

Ильмень принимает отличной погодой, спокойствием и весёлыми цветами построек. Подобным цветом раскрашены все станции в сторону Камышина.

И вот такой «автопоезд», как его назвала проводница, повезёт в Петров Вал.


Петров Вал

Машинист следуя в депо, узнав, куда я держу путь, любезно согласился подвезти меня чуть дальше мимо вокзала до переезда, я один в вагоне доезжаю до шлагбаума, и вываливаюсь со всем своим снаряжением прямо перед машинами, под негодования водителей. Впервые машины уступали и ждали, когда же велосипедист уйдет с их дороги, ещё бы, ведь меня прикрывал целый поезд.

Камышин

Постепенно начался рельеф, въехав в город, найдя паромную переправу через Волгу, предвкушаю заплыв. Потрёпанные пароходы стоят и ждут назначенного часа. Билеты недорогие, особенно радует билет за багаж, 7 руб., а плыть около часа.

Прощание с Камышиным.


Николаевск

В 16.00 причалив, помощник капитана помог мне выгрузиться на берег, даже не воспользовавшись трапом, прямо спрыгнув через борт корабля.
На этом этапе закончилась транспортировка, и впереди ожидалось самое интересное.
Р-226 оказалась достойного качества, с малым трафиком, и с приятно плоским рельефом, ветерок, слегка подгоняющий в спину, солнце. Началась череда водоотводных каналов.

Поняв, что это неспроста я вскоре свернул в поле, и как оказалось не зря, впереди была бахча с остатками урожая дыни. Не сумев выдержать соблазна, я побрёл в поисках своего «счастья».

«Счастье» улыбнулось раз пять, причём дважды прямо не отходя далеко, вкусив аромат прямо в поле. И три дыни плавно погрузились в рюкзак на багажнике.

Добравшись до Быково, мой путь повернул на восток, дорога превращалась в привычно убогий асфальт, и ветер начинал дуть мне прямо в лицо. Постепенно смеркалось, я начинал задумываться о месте для ночлега, рассматривая пристально всё вокруг. Неожиданно на горизонте замаячила очередная бахча, — арбузная. Не в силах сопротивляться и пойдя на поводу у мирских желаний, мой путь немного с корректировался и привал произошёл автоматически. И вновь первая ягода пала прямо на поле боя, второй арбуз плавно погрузился на багажник в качестве десерта на завтрак. Багажник тоскливо скрипнул, и мысленно высказал своё недоумение, ведь впереди были ещё заросли красного перца. Закинув в рюкзак два перцовых перца в качестве приправы, я выдвинулся к месту ночлега.
Утро началось совсем по другому, противоположно вчерашнему вечеру, мелкий дождик, вышедшая из строя горелка, ветер только и знал что дул мне прямо в лицо, удручающе рисовал предстоящую картину. Дорога ближе к степи постепенно сужалась морально подавляя сознание.

Проехав последний опорный пункт в виде села Красноселец, набрав дров в дорогу, я свернул в степь.

 

Степь

Всё началось не так и плохо, въезд в степь был организован на должном уровне, трёх полосная дорога с разделительными канавами, плотно укатанным грунтом вселяла надежду. Через несколько километров на горизонте замаячили первые бараны. Стадо баранов паслось прямо на моей дороге, пришпорив велосипед я ринулся в толпу обезумевших животных.

При виде железного коня и наездника, барашки как бусинки рассыпались и раскатились кто куда, словно отталкивая их от себя магнитом с противоположной полярностью.

Вскоре проезжая мимо кошары, меня на девятке догнал местный фермер, интересуясь куда и зачем я еду, приглашая к себе на чай. Я согласился, и попросил его лишь пополнить свои запасы воды, он с радостью повёл меня к себе. Приведя меня к пойлу, для этих самых овец, и увидел на дне остатки воды, я немного ахренел – неужели он предложит мне набирать воду отсюда. С аборигенами степи я не был знаком и их обычаев не знал. Я немного застыл в недоумении. Через мгновение он притащил какой-то шланг из колодца, включил рубильник, и напор воды хлынул в стойло. Набирай – сказал он мне, вода питьевая, немного минеральная. Действительно вода оказалась слегка солоноватой. Напоследок фермер рассказал мне историю о снежном человеке на Эльтоне, о том что там нашли его следы, я взял это на заметку, и пообещал ему разыскать их. Заправившись водой и поблагодарив его за помощь, я тронулся дальше в путь.
Продвигаясь всё глубже в степь дорога постепенно превращалась в одноколейку. Стали видны места сенокоса и последние следы жизнедеятельности выглядели примерно так.

Чем дальше в глубь, — тем ну его нафиг. Фермеры со своими заготовками сена, перемешали все ориентиры. Хорошо накатанная дорога вдруг внезапно обрывалась, и от неё не оставалась и следа, только выкошенная трава и ничего больше. Так повторялось не один раз, мелкий моросящий дождь, то прерывался, то опять начинал идти и длился уже не один час, ветер дул куда угодно, но почему-то только не в спину. В конце концов мой навигатор дал сбой. Карта уже не отображала реальных дорог, и я понял что заблудился. В поисках хоть какой-то дороги я наткнулся на «сигнальную точку»,

скорее всего это была именно она, хворост кем-то был аккуратно выложен среди бетонных колышков, и ждал своего часа. Видимо настал и мой час, я достал компас и начал движение на восток.

Вскоре я вышел на какую-то колею и поехал по ней.

Обед в степи прямо на дороге в колее.

Через несколько часов блужданий и перехода с одной дороги на другую в нужном мне направлении, впереди замаячил первый ориентир. Озеро Булухта, первые признаки соленых озёр, совсем слабо выраженные, но что-то похожее, туда куда я ехал.

Получив ориентир, я вышел на нужную мне дорогу и поехал дальше в восточном направлении. Через несколько часов ближе к вечеру, неожиданно повстречал движущихся навстречу охотников на джипе. Поговорив с ними что и куда, и выяснив лишний раз нужное направление мы распрощались и вскоре я заночевал в степи.

Утро порадовало солнечной погодой, и легким попутным ветром. Пейзаж стал выглядеть более радостно, появлялись признаки заброшенной цивилизации.

Вскоре на горизонте появился табун коней, и дорога приняла хоть какой то признак рельефа.

Постепенно грунтовка превратилась в хорошо накатанную дорогу, и впереди замаячил «Путь Ильича».

Путь Ильича оказался в удручающем состоянии, как и многие соседние посёлки, много разрушенных домов, раскиданные повсюду кирпичи и куски арматуры.

Вскоре появилась и асфальтированная дорога, до Эльтона оставалось около 20 км. По пути в чистом поле встретился почти земляк, — монумент «Металлургу» погибшему в дни обороны Сталинграда.

 

Эльтон

Въехав в посёлок, практически сразу упираешься в санаторий, не ЛТП конечно, но лечебные процедуры грязью и солью в нём обеспечены. Он постепенно обновляется, подстраивается и готов к приему посетителей – нервнобольных с нарушением опорно-двигательной системы. Я как всегда приехал точно по адресу)) Проехав немного по посёлку и ознакомившись с достопримечательностями, я около полудня отправился на само озеро.

По-пути на озеро расположен источник с минеральной водой. По-вкусу она напоминает нашу липецкую в нижнем парке 20 лет назад, немного вонючая, но чрезвычайно полезная, первый день пьёшь нормально, на второй кажется что что-то здесь не так))) В общем привыкания как ни старайся не происходит))

На самом берегу озера есть беседка с правилами поведения в охраняемой зоне, озеро является заповедником. Пить, курить, и ругаться матом – запрещено!

А впереди только белая гладь.

Немного передохнув я отправился на исследование озера.

Соленые гранулы. Чем дальше от берега, тем размер их все увеличивается, на фото около 5 мм.

Попадаются целые соленые сгустки.

Берег озера начинается с лечебной грязи, затем переходит в лечебную соль))

Здесь я кстати, в грязи и обнаружил следы снежного человека, размер лапы поражает, примерно 49-ый шиманотуфли)))

Покорители «северного полюса».

Принятие соленых ванн.

Далее нашёл священное место грязевых ванн. По обычаю каждый приезжий должен оставить след и пройти очищение своей ауры, что я собственно вскоре и сделал.

Продвигаясь в центр озера начали попадаться рукотворные грязевые колодцы, в них можно погрузиться только ногами, но для особо больных можно полностью залечь всем телом.

Структура залежи соли напоминает качественный «наполеон», — грязь, соль, грязь, соль, грязь, соль…, и так до бесконечности.

Вообще в посёлке в магазине не принято спрашивать – а у вас есть соль в продаже, и фирменная закуска к пиву выглядит примерно так.

Тонны свежее засоленных кузнечиков, щелкаются здесь, как у нас семечки на лавочке.
Продолжив прогулку по озеру я наткнулся на речку Сморогда с вот такими необычными берегами, неглубокая, с полупресной водой, как раз подходит для омовения после грязевых процедур.

Затем, продолжив бродить по окрестностям, нашёл ещё несколько весенних каналов по которым стекает вода в озеро. В сентябре уровень воды был очень низок, и отъехав на 2 км от берега он не превышал 5 мм. И форсировать озеро с противоположного берега, как я задумывал когда-то, оказывается вполне реально.

Постепенно наступил вечер, моя экскурсия заканчивалась, и напоследок сделав несколько фотографий, поехал искать место для лагеря, утром предстояло возвращение домой.

Прикрепленное изображение

 

Степь 2, отъезд

Утро не задалось с самого рассвета, лишь на минуту солнце показало свой диск, и тут же скрылось за облаками, начался мелкий дождь, ветер набирал силу. Заднее колесо весело намекнуло, — я проколото. Вот с таким не радостным настроением я собрал лагерь и двинулся в обратный путь.
Обратно возвращаться я планировал с южной стороны озера, дабы не повторять пройденный на днях маршрут.
Как только выехал из посёлка, ветер стал напрягать не на шутку, как обычно дул прямо в лицо, ехать по грунтам на скорости 18 км\ч становилось довольно сложно. Через полчаса ветер стал очень серьёзным, озеро не отпускало, и наверное мстило за вчерашний чудесный день. Встречный ветер достигал 9м\с, мой ритм упал до 12 км\ч, и местами приходилось идти пешком, качество дороги оставляло желать лучшего. Все как будто сговорились против меня, мелкий дождь, сильный ветер, убогая дорога. 40 км в таких условиях дали о себе знать, на очередной развилке я свернул не туда. Степь в очередной раз преподнесла сюрприз. Обратная дорога на картах обозначалась как хорошо укатанная грунтовка полностью от и до моего пункта назначения, но оказалось, что военные тягочи совсем недавно проходившие здесь, своей сменой дислокации, раскатали грунтовые дороги в пух и прах, и отличить второстепенную дорогу от основной уже не представляло возможности. Мало того, они нарисовали ещё кучу дополнительных троп для введения в заблуждения потенциального врага. Я в очередной раз заблудился. Ветер продолжал выдувать все мысли из головы, компас просил двигаться на запад, но ни одна дорога не вела в том направлении. Дороги виляли, путляли и казалось ходят по кругу. Ехать напрямую по бездорожью уже не получалось, грунт оказался более песчаным и рыхлым, оставалось только двигаться хоть по какому-то подобию дорог. Единственное направление которое оставалось постоянным — это на юг, в Астрахань или в Казахстан, до границы там было совсем близко. Опасаясь что я внезапно пересеку границу, мысленно просил военных не попадаться к ним на глаза, но через пару часов я уже думал иначе, — ну где же вы тут прячетесь. Дорога уже много километров вела строго на юг в ненужном мне направлении. Я понял, что уже выехал за пределы имеющейся у меня карты. Спустя ещё какое то время на горизонте замаячила одиночная постройка, — застава подумал я, и с радостью направился к ней.
Подъехав ближе, все же разглядел что это гражданская кошара, постучавшись в дверь, встретив хозяина и расспросив о местонахождении, стало понятно, что я нахожусь в 30 км от Купустного Яра, военной базы ракетных войск, и все это время двигался в 10 км от казахстанской границы. Разузнав точное направление, к вечеру я уже въехал в Капустин Яр, на так долгожданный асфальт.

Астраханская область радостно приветствовала торговцами в придорожных лавках, чем я непременно воспользовался, купив арбуз, и задержавшись на немного возле палатки торговца на отдых, оставив на память хозяину незамысловатую примерно вот такую геометрическую фигуру.

Прикрепленное изображение

Наступил вечер, стемнело, до Волгограда оставалось около 100км. Блуждание по степи сильно выбило из графика, но выпитый арбуз сказал организму – едем!, и я устремился в путь.

Проехав пару часов по-темну, и миновав Ленинск, я решил заночевать, ведь впереди начиналась бесконечная череда жилых строений до самого Волгограда. Свернув с асфальта на грунтовку в поле, в поисках места для ночлега, внезапно наткнулся на свежесложенный стог соломы. Поле и одиноко стоящий стог. Ставить палатку или воспользоваться случаем..?, вспомнив, что спальник рассчитан на температуру -10С, решение не заставило долго о себе ждать. Через минуту я уже вырыл себе небольшую ямку в соломе…
Большая медведица.., малая.., пояс Ориона.., Млечный Путь.., лёжа, глаза так и не отрывались от неба рассматривая его досконально. Луна мягко освещала пространство вокруг. Тихо, совершенно бесшумно, в нескольких метрах от меня начала свою ночную охоту сова, иногда перекрывая своими крыльями мне звёздное небо. Определив пароль «свой-чужой» и поняв, что я явно не её добыча она продолжала летать где-то рядом, вскоре раздался пронзительный писк, и чьё-то смачное чавканье. Это сова поймала мышь которая бегала где-то рядом. Я постепенно заснул, и ещё несколько раз просыпался ночью, что бы ещё раз насладиться звёздным небом. Эта ночь оказалась самой замечательной из всех походных ночёвок.
Утро выдалось прекрасным, солнце восходило над горизонтом, освещая лучами пустынные окрестности.

Прикрепленное изображение

Попрощавшись с таким романтическим местом, я двинулся дальше в сторону Волгограда.
Со Средней Ахтубы дорога превратилась в шикарное полотно, три полосы в каждом направлении, и так 25км до самого Волгограда, кругом одни многоэтажки.
Лукойл «выпендрелся» с самолётом.

Местный аквапарк в Ср. Ахтубе.

Прикрепленное изображение

Постепенно въехав в Волжский, я очутился на плотине Волгоградской ГЭС

 

Волгоград

Волгоград встретил монументом гидростроителям.

И вскоре я отправился на экскурсию по городу.
Мамаев курган, мемориальное кладбище. Более поздней осенью он всё же выглядит более привлекательно.

Набережные Волги, третий ярус.

Музей Сталинградская битва

 

900-мм снаряд выпущенный во время войны по Сталинграду

 

Сама панорама Сталинградской битвы.

 

Уже в музее присоединившись к группе туристов с гидом разглядывая панораму, меня кто-то похлопал по плечу и на вражеском языке что-то у меня спросил. «Руссо туристо» — ответил я заученной фразой незнакомцу. Оказалось это норвежец увидев у меня на майке надпись Northwave принял за своего земляка))

 

Проведя полтора дня в Волгограде, и сев вечером в автобус отъезжающий в Воронеж, моё путешествие закончилось. Утром оставался только пробег до Липецка, и как обычно утренний прокол колеса)))Техническая статистика получилась таковой:

8 дней велохода, общий пробег 992 км, набор высоты 2663м,
из них 330 км грунты,
3 прокола, все с утра пораньше))
сдохшая горелка
минимальный рельеф — 125 км при наборе высоты 45м.
В целом всё прошло по плану.