«

»

Май 20 2014

В поисках тишины…

Ammorphis. Апрель 2014

http://video.yandex.ru/users/overde/view/32

На сей раз было решено проехаться из Волгограда по степи, через соленые озера Булухта, Эльтон, полюбоваться цветущей степью, насладиться тишиной, накататься по грунтовым дорогам, и выйти в Астрахань, а оттуда уже…

Да в рот им ноги, — думал я, ехав в три часа по ночному городу в Грязи на утренний поезд до Волгограда. Как-то это неправильно начинать свой отдых с ночных сборов.

Этот давящий на сознание момент, крутя ночью педали, — успеешь на поезд или нет, всё ли пройдёт гладко или как… В пять утра успешно загрузился в поезд, всё спят, закинул аккуратно велосипед на третью полку. Как-то всё далось с трудом, и вымотала эта загрузка вещей. Достал бутылку с водой, сделал несколько глотков, поставил на столик, и рухнул спать на нижней полке. В первый же день пока спал, я потерпел фиаско. Бухающие с вечера соседи, утром выжрали мою минералку, приняв её за свою спасительную заначку, и вывалились где-то в Жердевке из поезда. Кондоны!!,. вырвалось из меня где-то к обеду, уже ближе к Волгограду.

Волгоград, уже стал родным, уже кажется я бываю здесь чаще чем в Воронеже, уже всё привычно и спокойно. На сей раз Волгоград встретил меня дождём. С самых первых метров поездки и до отбоя шёл дождь, грязным и мокрым я выбирался из городских пробок в сторону посёлка Рассвет. Стемнело, быстро под дождём, в стороне от дороги поставил палатку и стал отогреваться от «южного» гостеприимства. Чёрт, ну совсем не радостно, ведь завтра после обеда надо будет съезжать с асфальта в грунты, в степь. А дождь и не собирается заканчиваться, как ехать по мокрым глиняным грунтам, забуксую завтра нафик. Впервые задумался, что из-за дождя придётся менять и корректировать маршрут.

Утром так и не дождавшись вразумительного солнца, двинулся дальше в сторону грунтов. Зато начал набирать силу вразумительный ветер, — ну хоть немного подсушит дорогу, думал я, правда плохо, что дует прямо в лицо)))
Придорожная лесополоса и перекати-поле.

Знатные колючки, вскоре они начнут надоедать.

Как только свернул с 226 трассы, началась сплошная благодать, трафика практически нет, налево, направо тоже ничего нет, только редкие деревья, солнце и легкий встречный ветер.

Заехал в Красный Октябрь, залил всё ёмкости водой на последок, ведь совсем скоро асфальт закончится и начнутся грунты, а там кто его знает где и какая вода.
Окраина степи ещё не зацвела, трава только-только начинала зеленеть, хотя солнце в этих краях видимо уже давно и не один день припекает, и вчерашний холод и дождь это наверное «бонус» в честь моего приезда. И вскоре увидев вдалеке на обочине красное пятно, подумал что уже зацвели маки)))

Видимо местные девушки настолько горячи, что в степи избавляются от ненужных элементов одежды, а может быть было и так.

С приятными мыслями, и с усиленным рвением я двинулся дальше, вдогонку, навстречу Рассвету)))
Рассвет расставил все по своим местам, а «маки» у дороги, это явная женская традиция местного населения.
Скульптор очень точно передал все нюансы)))
Решения съезда, в жизнь я всё же не воплотил, но остановился в тени на культурно-обеденный комплекс.

Степной метеорит

Проехал посёлок Рассвет, проехал через Маяк Октября и свернул на грунты в долгожданную степь, к знакомому озеру Булухта. Погода просто отличная, дороги сухие, от дождя не осталось и намёка.
Шикарная и уверенная дорога, как же она мне нравится. Навигатор, навител на смартфоне, всё точно и ясно показывает и управляет мои маршрутом, солнце, воздух, ветер)), — красота одним словом. Настроение победное, кажется что я готов покорить не только горы, но и степи.
Последний очаг цивилизации, связывающий поселки.

Торжество длилось не долго, минут через сорок, степь всё расставила по местам указав кто здесь главный))) Этот чарующий и волнующий момент, когда уверенная дорога постепенно исчезает из под ног, и к тебе приходит чувство ахреневания. Какого хрена!!!, навител ты тоже из той же серии что и гармин, — веду не знаю куда? Ну ладно гармин на Кольском, он честно сдавался и говорил что дорог здесь нет, но навител говорит, что сейчас дорога есть, и надо двигаться по дороге!!
Эти электронные гаджеты отрицательно влияют на способность принимать правильные решения. Уже не раз убеждался, что раньше по бумажным картам готовился к поездке куда более кропотливо, и нежданных ситуаций было как-то меньше, и чувство спокойствия на местности было тоже более уверенное.

Дороги в никуда. Смотришь дома космоснимки, дорог море, кажется что без проблем доедешь куда тебе надо. В реальности оказывается дорог ещё больше, но все они непонятного качества, только возле своего пересечения они имеют хорошо накатанное основание, и расходятся в разные стороны тонкими паутинками, которые зачастую обрываются. Как найти верную из этого множества, как сохранить время и силы….

С этого момента моя дорога нарисованная в навигаторе стала бессмысленной, я удалил маршрут, и поехал по «звёздам», используя навигатор как бумажную карту. Начались попытки предугадывания и вычисления верной дороги по которой ездили хотя бы в прошлом году. Напрямик, прямо через степь с подсказками навитела я переходил с одной «дороги» на другую. По пути иногда встречались гнёзда неизвестных птиц, судя по яйцам, размах крыльев хищника, превышал мой рост. Я решил не испытывать судьбу и удалиться восвояси.

Дорога, по которой Навител провожал меня в путь
Я в центре колеи.

Примерно в 1,5 раза больше чем куриные

К вечеру уже ближе к закату мне наконец-то попалась накатанная дорога и я поехал по ней. Вскоре на горизонте замаячило стадо барашков, и мне навстречу выехал пастух из Палласовки. За 120 км от дома он пас овец, кочуя по степи со своей семьёй.
Вечер выдался замечательным, ночь тихой, а утро спокойным, — полное расслабление заструилось по организму. Утром собрав лагерь, я двинулся дальше, усиливающийся ветер портил всю идиллию. (Всё, с этого момента и на неделю вперед, начал дуть встречный восточный ветер, и с каждым днём все сильнее и сильнее. Только рано утром и поздно вечером он стихал и давал выспаться в тишине. Такого не бывает, что бы всегда встречный, — думал я в первый день, но уже на третий день похода я понял, что надо полностью менять маршрут. Так как ни в какие временные рамки я уже не влезал, и как хорошо, что я купил билет всего лишь в один конец.)
Вчера вечером из-за поисков дорог я не доехал 10 км до озера, сегодня же я был полон энтузазизма и ждал встречи со старым знакомым. Два года назад путь до Булухты мне очень понравился, и в этот раз я ждал с нетерпением повторно торжественного момента, — панорамы затерянного озера.

….

В окрестностях Булухты

Но торжества не произошло, после зимы степь хоть и была сухой, но полностью просохнуть не успела. Многочисленные ручьи, стекающие в озеро, имели илисто-глиняное дно без воды, но совершенно не просохшее. Этакое глиняное болото, заедешь на два метра от берега, и колёса и вся рама полностью забиты глиной. А дальше лучше и не рисковать, никто не услышит и суслики на помощь не выйдут.
Вот и получилось, что знакомая с прошлой поездки дорога для меня закончилась непреодолимым болотом.
Пришлось разворачиваться и искать обходные маршруты. Напрямик, через степь, по полному бездорожью, обходя многочисленные притоки озера.
Типичный приток шириной около 20 метров, но трясина, в обход до следующего поворота.
Целый день я пытался найти сухую, не ведущую в заводь дорогу, истоптал степь вдоль и поперёк, от того что на моём пути встречалась всё новая и новая недосохшая протока. В Волгограде было прохладно, а в степи жара + 37С. Запасы воды подходили к концу. Остался один литр, а я ещё не сумел выбраться от Булухты и найти хоть какую-нибудь накатанную в этом году дорогу. Началась дикая экономия каждой капли. Ведь максимум только завтра после обеда я выйду в ближайший посёлок. Сутки на одном литре при угнетающей жаре…Этот день оказался самым трудным, сильный встречный ветер, отсутствие дорог, жажда.., впервые километраж пешим ходом превысил езду на велосипеде. Около 30 км я прошагал пешком, и лишь с десяток удалось проехать.

….

Покоритель грунтовых дорог

Уже ближе к вечеру я набрёл на нужную дорогу и попытался ехать по ней. Вскоре недалеко от дороги показалась впадина с водой. Навигатор сообщил, что это артезианский колодец, и вода здесь питьевая. Ну раз навигатор говорит что колодец, то значит можно, — я набрал два литра водянистой субстанции, на вечер для чая. Вечером я опять заночевал в степи, совершенно не в том месте где планировал изначально. Ветер всё дальше и дальше отдалял меня от задуманной финишной точки.

Поиски внеземного разума

Утро всегда начиналось замечательно, немного удавалось проехаться в тишине, но потом кто-то постепенно включал встречный ветер. Одна радость, что вчера я попал всё же на верную дорогу, и двигаюсь в нужном направлении.
Финогенов пруд, как дополнительный ориентир в степи, из него вытекает река Хара и впадает в озеро Эльтон.

Проехав пруд и осознав, что я уже совершенно точно двигаюсь в нужном направлении, крутить педали стало как-то веселее, и к обеду я уже вкатил в посёлок Путь Ильича.

А дальше уже знакомый асфальт до Эльтона.

Разрушители грунтовых дорог. После дождя, после прохода этих священных животных, дороги превращаются…

Эльтон

После обеда я вновь въехал в посёлок, доехал до знакомого магазина, затоварился и отправился на озеро. Весной озеро выглядит совершенно по-другому, не так как осенью. Река Сморогда невзрачная и унылая, нету кроваво-красных берегов, само озеро не блестит ослепительной белизной соли. Только грязь, не меняется от времени, а всегда находится в лечебном состоянии.

Я вновь решил поправить своё психическое здоровье, разулся и отправился гулять по воде.

Нагулявшись, и укрепив моральный баланс минеральными водами, я поехал ночевать на северную сторону озера. И окончательно убедив себя, что время не имеет значения, и финиш будет в Астрахани, а не в далёком Ростове. И что совсем рядом есть ещё Баскунчак, и именно туда я отправлюсь завтра изменив свой маршрут.

Стойко и мужественно уже в который раз переносит поездки мой фотоаппарат, падал и терялся в прошлые разы, в эту поездку ветер снёс и опрокинул его со штативом прямо в воду, в соленую рапу. Думал всё, накрылся, а нет, всего лишь пару дней счищал с него соль и минеральный налёт))
Редкие тюльпаны в степи, к сожалению лишь немного дикорастущих у побережья Эльтона, и горы Богдо. Надеялся, что их будет куда больше, именно за тюльпановым эстетическим изобилием и ехал через степь, а в итоге…

А вот тюльпаном Биберштейна усеяны целые поля, как большой жёлтый ковер.

Утром собрав лагерь, мне вновь предстояло проехать через степь и выйти на асфальт где-то в районе полигона Капустин Яр. Два года назад по бумажным картам я там знатно заблудился, но сумел выйти на асфальт до темноты. В этот раз у меня был навигатор, и я был полон уверенности, что не пропущу нужный мне поворот.
Как и в прошлый раз я точно доехал до перегона Отгонный, и взял точное по навителу направление на Капустин Яр, следуя след в след по нарисованному навигатором маршруту. И как обычно, в который уже раз дорога привела в никуда, а навигатор сообщил, — продолжайте движение прямо!

Топографический кретинизм или нет, но я опять начал плутать избавляясь от не пойми каких направлений.
Перекати-поле в колее, очень часто дороги были усеяны этим кустарником. Он постоянно застревал в колёсахи заднем переключателе. Доходило до абсурда, через каждые 200-300 метров, необходимо было остановиться и прочистить колёса, итак на протяжении нескольких километров.

В поисках лучшей дороги я набрёл на крылатую ракету, и совершенно непонятно с какой сторону ехавшую ко мне газель. Обменяв ракету на доброску до асфальта, фермеры Армян и Казах загрузили мой велосипед себе в кузов, и мы покатили в сторону Знаменска.

Через 40 километров, попрощавшись и пожелав друг другу удачи, я двинулся дальше на трассу мимо военного городка в Ахтубинск, заночевав в этот раз прямо недалеко от дороги, а оттуда уже в Баскунчак.

Ахтубинск как и в прошлый раз запомнился промышленной застройкой.

Мусульманские кладбища в степи.

И уютной столовой, через которую пролегал мой маршрут, была очень кстати. Он, как некая перевалочная база между Эльтоном и Баскунчаком, очень удачно опять вписывается на моём пути. Отдохнув, и немного побаловав себя кулинарными излишествами, я отправился в Нижний Баскунчак.

Уже к шести вечера, борясь с ветром я добрался до посёлка. И совершенно уставший снял домик на пару дней для отдыха, и для восстановления сил, что бы налегке без груза покататься по окрестностям озера и горы.

Вода настолько чистая и прозрачная, что так и тянет сделать несколько глубоких глотков))

Покатался по озеру, поплавал поплавком на местном пляже, попугал местных мальчишек своим велосипедом в первый день. На второй, поехал осматривать гору Богдо.
Вид свысока красивый, и огненно красный цвет песка притягивает взор.

Далее из Нижнего Баскунчака опять через степь я направился в Сарай-Бату на берегах одного из притоков реки Ахтубы, столицу Золотой Орды, реконструированную для съёмок кинофильма. Немного средней Азии в астраханских песках. По-пути заехав в Харабали за обратным билетом домой.

….

….

….

Старые заброшенные степные ж\д станции.

Сарай-Бату.

….

Больше суток я добирался до столицы Золотой Орды, и уже начал уезжать после экскурсии по её улочкам, как внезапно изменилась погода и начался дождь. И лишь около 100 метров не хватило мне до выезда с грунтовых дорог на асфальт, как глиняные дороги превратились с кашу, и я застрял, и напрочь заклинило раму грязью. Можно смело сказать, что мне в этой поездке повезло, и все грунтовые перегоны были в сухую погоду, без малейшего намёка на дождь. В противном случае было бы невозможно ехать, и пришлось бы сидеть в поле и ждать пока вся глина высохнет. Выбравшись из глинозёма на трассу, меня поджидал очередной сюрприз. Практически ураганный встречно-боковой ветер, с небольшим дождём. Ни укрыться от ветра, ни остановиться на обед и отдых, кругом всё чисто и пусто до самого горизонта. Кое-как, преодолевая ветер я поехал дальше. А дальше дорога немного изменила направление, и ветер стал боковым. Как Тузик грелку, — мутузил меня, мои 140 снаряжённых килограммов, ветер. Объезжать ямы, надо было пристреливаясь к ним метров за десять, и плавно выкручивать руль в нужную сторону. Езда с контруклоном стала привычным делом. Почти два часа я боролся с ветром, и под конец уже не выдержал и пошёл пешком, до виднеющейся вдали остановки. Посмотрел на карту, через 1,5 км дорога опять меняла направление, и ветер должен уже дуть в спину. С последними силами я отправился к спасительному повороту….
Оргазмий, — именно таким элементом из периодической таблицы Менделеева, можно описать то что творилось потом. Я так ещё ни ездил никогда, ураганный попутный ветер, плюс большая парусность велотуриста… 37 км\ч, нёс меня велосипед, а я не ощущал встречного потока воздуха. Доходило до маразма, в течение километра достаточно было сделать 6-7 оборотов педалями, что бы скорость не падала ниже 26 км\ч. Кайф во всей красе, оставалось только сидеть в седле и рулить рулём. 40 км я проглиссировал по дороге, и с досадой свернул на отдых, и поиски места для ночной стоянки. На следующее утро такой халявы уже не было)) До Астрахани оставался один день езды.
Энергетическая пирамида построенная Газпромом.

….

Добравшись до Астрахани, я опять решил устроить отдых, и снял на пару дней до отъезда квартиру. Покатался, по городу, поучаствовал в местном рыболовном фестивале «Вобла» и уехал на поезде обратно в Грязи.
Астрахань небольшой город, местный кремль правда красивый, и набережная Волги куда привлекательней, чем в Самаре, Саратове, и Волгограде. Жаль, что так и не удалось добраться до Каспийского моря на велосипеде, навигатор не указал ни одной дороги.

….

….

….

….

….

….

….

….

 

….

Гребной канал

Вся поезда из-за ветра полностью переигралась, маршрут лишь частично совпал с задуманным, не хватило времени.
Две недели поездки, это не тот срок, не успеваешь замедлиться и выйти в расслабляющий отдыхающий ритм, постоянно внутри что-то куда-то подгоняет. Городская инерция очень медленно замедляется. Для полного спокойствия требуется полностью дикие места, за сто тыщь мильёнов километров от дома.
Велосипед отработал чётко, неисправностей ноль, проколов ноль, технических поломок ноль. Шоб, я так всегда ездил))
13 велодней, 1030 км, из них около 700 км против ветра. Набор высоты 2500м, равнина, — рекомендую))), прекрасная альтернатива, унылой ГГ и сафари парку.

Камышиный край возле въезда в город, от 4 метров и более.

маршрут