«

»

Дек 11 2014

Тысяча Озёр. Август 2014

Подробности на форуме

Середина августа, от белых ночей уже ни осталось и следа, уже темно хоть и не на много, я еду от вокзала по Кеми, ищу нужную мне дорогу. Совсем рядом знакомое и моё любимое Белое море, и хоть это в другую сторону и мне не по пути, но я не могу не повидаться с ним ещё раз. Я еду к нему прикоснуться хоть на немного к его водам.

Первый день просто отличный, проехав посёлок Кепа встаю на ночёвку у озера Лимсозеро. Отличный песчаный пляж, тихое место, прекрасный вид из «окна» палатки. Время шесть вечера, 170 км промелькнули незаметно, немного устал, рано выехал – рано встал на ночлег. Поужинал, умылся, искупался, постирался, покидал «лягушек» по водной глади, погулял по лесу, поел ягод, сделал всё что хотел, а чего-то не хватает. Всё складывается просто идеальным образом, от такой идиллии начал нахлынывать депресняк. Первый день поездки, а мне уже охота остаться в этом месте навсегда.., сижу на берегу любуюсь озером…. Вечером пошёл дождь, загнал в палатку, заставил уснуть ещё до прихода темноты. Именно дождя и не хватало, не может всё всегда быть идеально, обязательно хоть что-то, хоть малость, но должно быть не очень.

 

  Калевала

Ещё около 40 км в западном направлении и я достигаю первой контрольной точки – Калевала, перед посёлком уже давно образовался асфальт, я въезжаю и отправляюсь на берег озера повидать Куйто.

 

Идёт дождь, я катаюсь по посёлку, остановиться и укрыться от него невозможно, напоследок заезжаю в магазин, погода меня выдавливает и прогоняет из этих мест. Еду дальше в Войницу.


Опять грейдер, опять под колёсами песчано-гранитная крошка, но постепенно горки и подъёмы усиливаются. Уже не встретишь прямого участка дороги, либо вниз, либо вверх. Периодически между дождями прогуливаюсь по окрестностям и лесу.

 
 
 

Заехал в Костомукшу, новый современный городок, рядом горный комбинат огромных масштабов, жизнь кипит и набирает обороты. Зашёл в магазин, стою на кассе, кассирша пробивает мои покупки. И тут Ирочка, мой навигатор в кармане, во всю глотку, что есть мочи произносит фразу – «плохие условия приёма»! Кассирша ахренела от столь неожиданного поворота событий, и пробила мне селёдку по завышенной цене))

Воттоваара

Следующая контрольная точка это гора Воттоваара, самая высокая точка Карелии и самое манящее место.

Выехал из Костомукши и поехал в сторону посёлка Ледмозеро. Дорога асфальт, параллельно ж\д пути, вместе доезжаем до поселка. Ощущение цивилизации не покидает и как-то нагоняет грусть, неужели всё, дикие места закончилась? Нет, Ледмозеро возвращает подзабытую дикость. Отсюда мой путь идёт в посёлок Муезерский, здоровенный объездной крюк по асфальту делать не хочется, а навигатор манит на еле уловимую грунтовку.

 

 

Въезжаешь в посёлки, и чувствуешь себя астронавтом, все смотрят на тебя, откуда он тут и как он добрался сюда, все в непонятках. Заедешь в магазин, проедешься по главной улице и опять в лес. Старался планировать все ночёвки у озёр, но иногда бывали полные промахи. Либо подход к озеру заболочен, либо дождь и озеро слишком далеко в лесу. Иногда бывали и конкретные промахи со стоянкой.

Вот и в этот раз уехав под вечер из Муезерского, дождь вынудил меня заночевать абы где и абы как. Совсем неуютно, залез в палатку и спать. Утром получше, немного солнца, немного ленивое настроение, но я всё же тронулся дальше в путь. Совсем скоро меня догнал рязанский джип с огромным прицепом и предложил подбросить до ближайшего посёлка Волома. Отказываться я не стал, так как настроения с утра крутить педали не было, а тут такое заманчивое предложение.

Уже в посёлке я проснулся окончательно и освежился на местном озере и двинулся дальше в сторону Воттоваары.

Сегодняшний день с утра начал складываться удачно, подбросили на джипе, солнце часто выходило из-за облаков, ещё не было дождя, нашёл чудесное озеро с хорошим пляжем, освежился. Значит едем далеко и долго, куда-нибудь до Суккозера и ночуем там.

 

Дорога идёт через лес, иногда резко выныривая и пересекая проходящие тем же курсом, но вдалеке ж\д пути. Пару раз в день можно услышать проходящий товарный поезд, а пару раз в неделю, даже пассажирский.

 

 
 

Уже ближе к вершине камни дополняются мелкими искривлёнными полностью засохшими ёлками.

 

 

 

Я наконец-то оборачиваюсь назад и ахреневаю от нереальной картинки. Чёрт это не просто красиво, так и хочется выкрикнуть пару некультурных слов от восхищения!!!

 

 

 

 

Ещё несколько минут и я в самой высокой точке, позади моя тропа и горизонт до самой Финляндии, впереди – природный амфитеатр! По центру горы небольшая впадина, небольшое болотце, немного гранитных плит, а вокруг возвышающиеся стены горной породы с засохшими елями расставленными по всему периметру как мёртвые зрители. ***ный в *** как же здесь красиво!!! Ты стоишь на месте и смотришь и смотришь на всё это великолепие, и не можешь оторваться и сдвинуться с места. Застыл в безмолвной фазе, глаза ещё не нагляделись, и совершенно не хочется двигаться дальше.

 

 

 

 

Озеро Гимольское, и где-то там у самого горизонта наша граница.

 

Наступил вечер, совсем рядом, где-то неподалёку, шёл дождь, и раскаты грома доносились до меня. Я отправился в обратный путь. Природа напоследок подарила прощальную радугу, и фантастически красивый день, проведённый на Воттовааре. Вот за такими моментами я и ехал сюда, и практически ради этого и замышлялась вся поездка, все эти грунты и разбитые дороги.

 

 

Всё бы ничего, всё было прекрасно, погода, природа, тишина, красивый закат, мягкий мох под ногами, и здоровенные каменные глыбы, куда можно было вскарабкаться. Но огорчило одно, толпы туристов которые лазали вокруг, по той же самой горе и мешали почувствовать уединение, и зарядиться высшей энергией. Слишком много людей знают про это место, и слишком хорошо натоптана тропа в эти места. А так хотелось остаться на ночь прямо здесь на этой высоте, я готов был дважды спуститься вниз к велосипеду за остальными вещами. Но всё портило одно, — я здесь не один… Спустился вниз с ещё одной группой туристов, сел на велосипед и укатил в поисках места для ночлега, подальше от других людей.

Утром отправился опять через посёлок Гимолы в исходном направлении, надо было как-то выбираться из этих мест, и отправляться к очередному чуду природы.

Рускеала

Дальше мой путь направлялся к посёлку Рускеала, к мраморному каньону, расположенному в 30 км от Финляндии, через деревушки с совсем непроизносимыми для меня названиями.

Поросозеро типичный небольшой населённый пункт, со свойственной Карелии атмосферой.

Заброшенные домики у самой дороги.

 

Опять начались дожди по нескольку раз за день, опять постоянно мокрый, и хмурый пейзаж за окном. Мелкие деревушки мелькают одна за другой, привычному грейдеру нет конца и края. И вот под дождём замечаю в стороне в лесу заросший мхом каменный забор. Оказалось древнее финское кладбище. Странно, зачем хоронить в лесу? Таблички гласили о том, что ему более 120 лет, и тогда ещё здесь не было деревьев. Большие высокие деревья, пасмурная погода, идёт дождь, заросшие мхом склепы и могилы, поваленные и поржавевшие кресты, тишина и угнетающе-подавляющая обстановка, — ббрррр.. Жутковато немного.


По карте у меня впереди Суоярви, довольно крупный, наверное уже городок, так как обозначен на карте крупной и жирной точкой. За несколько километров до него грунтовка сменяется асфальтом. Ура, уже явные признаки цивилизации, уже намного приятнее будет ехать под дождём, и уже отчётливо понимаешь, что выехал из диких мест.
Проехал Суоярви, асфальт остался, ну наконец-то, хоть немного полегче будет бороться с погодой. Но чуда не произошло, и как в фильме Терминатор, — ещё несколько километров асфальт боролся-боролся и самоликвидировался. Ушёл в землю с потрохами. Чёрт, ну как так-то, когда же в Карелии будет настоящее твёрдое покрытие.
Доехал до озера Уксуярви и свернул с грунтовки, на ещё более хреновую грунтовку в сторону Рускеалы.
Классификация дорог в Карелии;
— « дорога с твёрдым покрытием» — песчано-каменистая хрень с километровыми указателями, и знаками километража до следующего населённого пункта.
— «дорога без покрытия» — песчано-каменистая хрень с километровыми указателями.
— «прочие дороги» — песчано-каменистая хрень без чего либо.
На девятый день путешествия, на непонятной грунтовке попались местные автолюбители, попросили помощь, и как в доску свой, живущий в этой местности, я проконсультировал (без навигатора) их как отсюда добраться до Петрозаводска)))
Ехал и читал умопомрачительные названия деревень, постоянно заглядывая в навигатор, так как запомнить впереди находящийся посёлок был не в состоянии, постоянно сверял своё направление. К вечеру с «основной» грунтовки свернул на ещё более мелкую грунтовку, дороги таяли под ногами на глазах. Пейзаж становился совсем не карельским.

 

 

Вечерний дождь вымочил основательно, и доехав до озера Янисьярви, я поспешил найти место для палатки до темноты. И лишь к сумеркам набрёл на плотину и ж\д мост через одноимённую речку, устроив ночлег под шум падающей воды.

Утро опять хмурое, опять дождь то начинается, то опять прекращается. Уже давно южная часть Карелии, но вчера я уверенно сворачивал на всё более и более хреновые грунтовки, уже посёлки через которые я проезжал имели всего 5-6-8 домов. На очередной развилке навител попросил опять свернуть на более хреновую грунтовку! Куда уж хуже-то!!! Уже колея стала настолько узкой, что деревья и ветки кустарников били по рукам и лицу. В колее, в ямах всё больше и больше скапливалось воды. Становилось как-то не по себе, и что-то начинало играть. До Финляндии оставалось каких-то 25 км. Как здесь ехать?, что подумают о нас финны оказавшись в этих местах, как-то неловко за Родину. Но вскоре на «дороге» появились знаки, фу…, я точно на федеральной трассе, — всё так и должно быть!

И вскоре наконец-то вывела в деревню Контиалахти с тремя жилыми домами. Затем вдоль дороги появился забор, слева, потом ещё справа, явно какой-то заповедник, ещё бы знать не перегородит ли он мне в финале дорогу. До Европы менее двадцатки, а я застрял в какой-то непроходимой попе.
Ещё час волнительных моментов и я выезжаю на асфальт. Не может быть, вот она трасса в Финляндию. Направо — Вяртсиля, налево – Рускеала, прямо грунтовка через границу обходной тропой минуя погранпереход))) Не еду прямо, не поддаюсь на провокации навигатора! Ещё 10 км и я в мраморном каньоне.
Парк «Мраморный каньон» наверное, схож с нашим Сафари парком, толпы людей, небольшие аттракционы (пролёт над озером на страховочном тросе), и много приезжих с других регионов страны. Походить посмотреть там интересно, но задержаться надолго, совершенно не хочется. Поэтому и я, побродив по парку и попав под два дождя, не выдержал и с каплями третьего ливня развернулся и уехал в Сортавалу.

 

 

 

Докатил до Сортавалы, зашёл в магазин, и отправился ночевать на берег Ладожского озера. Но к сожалению попытка найти выход к воде была не успешной. Городская застройка и частный сектор не дали этого сделать. А очередной дождь под вечер, опять заставил поставить палатку абы где – в поле.
засветка Сортавалы.


Все основные контрольные точки пройдены, весь план выполнен, даже осталось немного лишнего времени. Для меня это необычно, как распорядиться им, кругом дожди, понимаю что путешествие закончилось, пора выбираться отсюда домой, пора ехать на поезд.
Утром встаю, собираю свой палаточный лагерь в последний раз, сажусь на велосипед, и опять постепенно начинается дождь. Я еду по асфальту, обгоняют машины, постоянно напрягая и шумя.
Погода хмурая, всё — трындец, полная депрессия… Напоследок Карелия преподносит небольшой прощальный сюрприз. Замечательный асфальт, идущий от погранперехода в Вяртсиле, через Сортавалу, и далее в сторону Ленинградской области, вдруг неожиданно обрывается за несколько километров меж стыка областей. И Карелия провожает тебя в свойственной ей манере, грунтовой дорогой с многочисленными ямами))) А Ленинградская область, огромным знаком сообщает, что вы въезжаете в другой регион, и поддерживает эту славную традицию))))
Блин, ну как так-то, ну в Лен. Области, ну можно было хотя бы сделать дороги??? Ещё 8 км и я в Кузнечном, вот моя электричка, я уезжаю…

…это Питер!

Еду в Питер, у меня есть два лишних дня, планов больше нет, я прогуляюсь по давно знакомым улицам Невы.
Съездил в Кронштадт, завернул на первый северный форт, проехал по подземному туннелю (почувствовал себя электричкой, рёв и шум в туннеле неимоверный, кажется что обгоняющие тебя машины, ни едут, а летят над дорогой с неимоверной скоростью) через финский залив. Погода подарила два полностью солнечных дня в моём путешествии. Воспользовался ими и покатался по вечернему невероятно красивому городу. Вечерняя подсветка улиц, лёгкая суета приезжих туристов и долгий северный закат, с чистым, слегка облачным небом, красота и нет больше слов. И хоть я не очень люблю этот город с его многочисленными дождями и хмурой погодой, но в этот момент так и хотелось прокричать, я люблю тебя Питер!
Уже потом, вечерний поезд знакомым мне направлением Санкт-Петербург – Волгоград, увёз меня домой, опять в лето)))

 

Не совсем удачная оказалась поездка, дожди не просто надоели, они задолбали, и видимо подгоняли в попытке убежать от очередного ливня. Тем самым удерживая в необходимом графике движения. В общей сумме 10 дождевых дней из 13, такое никуда не годится!
Приятные грунтовые дороги с минимальным автотрафиком. Приятное сочетание жилых мест и их удалённость друг от друга, 1-2 посёлка за день (центральная часть Карелии, на юге уже более часто, пропадает романтика «блужданий»).
Самое необычное и интересное место, — Воттоваара, пейзаж на вершине горы сказочный (теперь понятно с чего рисовали мультипликаторы дремучую чащу с избушкой на курьих ножках Бабы-Яги). Южная часть Карелии менее понравилась, практически знакомые леса на равнинной местности, как в нашем регионе.

13 велодней, 1430 км (870 грунт), 9700 м набор высоты, и как и просил; проколов – ноль, поломок – ноль, неисправностей не зафиксировано. Новая вилка маниту R7, в паре с рейскингом отработала на отлично, сгладив неровности дороги. Навигатор (смартфон) в дождевых условиях показал себя не очень хорошо. Мокрыми пальцами по влажному экрану, это ещё та пытка, ни хрена ничего толком не работает. Кажется пора менять направление, тайга точно не моё)))

Маршрут