«

»

Май 06 2010

Правила Дорожного Движения

Алексей (Zyrua) Зырянов

Велосипедистов на дорогах становится все больше, но к сожалению, и ДТП с их участием тоже. Причем этот сезон выдался урожайным на неприяные сюрпризы, думаю все наслышаны. Причем попадают в ДТП более, чем опытные велосипедисты. Как ведут себя на дороге новички и какой себя опасности подвергают даже представить страшно.

При всем этом мало кто точно представляет себе как обязан вести себя на дороге велосипедист, какие его права и обязанности согласно ПДД.

Я старательно перечитал ПДД и выбрал все, касающееся велосипеда, все это выкладываю ниже. Подчеркиваю, это не все что должен знать велосипедист, это только то, что про него упоминается отдельно в ПДД. Велосипедист на дороге обязан знать и выполнять правила ПДД в полном объеме!

Цитата

1.2. В Правилах используются следующие основные понятия и термины:


«Велосипед» — транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нем.

«Водитель» — лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.


«Пешеход» — лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

2.3. Водитель транспортного средства обязан:

2.3.1. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления, сцепного устройства (в составе автопоезда), не горящих (отсутствующих) фарах и задних габаритных огнях в темное время суток или в условиях недостаточной видимости, недействующем со стороны водителя стеклоочистителе во время дождя или снегопада.
При возникновении в пути прочих неисправностей, с которыми приложением к Основным положениям запрещена эксплуатация транспортных средств, водитель должен устранить их, а если это невозможно, то он может следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением необходимых мер предосторожности;

2.3.2. По требованию должностных лиц, которым предоставлено право государственного надзора и контроля за безопасностью дорожного движения и эксплуатации ТС проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения. Водитель транспортного средства Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, войск гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти обязан проходить освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения также по требованию должностных лиц военной автомобильной инспекции.
В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения, а также медицинское освидетельствование для подтверждения способности к управлению транспортными средствами.

2.3.3. Предоставлять транспортное средство:
— сотрудникам милиции, федеральных органов государственной охраны и органов федеральной службы безопасности в случаях, предусмотренных законодательством;
— медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Примечание.
Лица, воспользовавшиеся транспортным средством, должны по просьбе водителя выдать ему справку установленного образца или сделать запись в путевом листе (с указанием продолжительности поездки, пройденного расстояния, своей фамилии, должности, номера служебного удостоверения, наименования своей организации), а медицинские и фармацевтические работники — выдать талон установленного образца.

По требованию владельцев транспортных средств федеральные органы государственной охраны и органы федеральной службы безопасности возмещают им в установленном порядке причиненные убытки, расходы либо ущерб в соответствии с законодательством.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан:
— немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную световую сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию;
— принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать «Скорую медицинскую помощь”, в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
— освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавших на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
— сообщить о случившемся в милицию, записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников милиции.

2.7. Водителю запрещается:
— управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
— передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством данной категории или в случае его изъятия в установленном порядке — временного разрешения, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;
— пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
— употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника милиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
— управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок — международными договорами Российской Федерации;
— пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.

4.1. Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии — по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.

6.5. Если сигнал светофора выполнен в виде силуэта пешехода (велосипеда), то его действие распространяется только на пешеходов (велосипедистов). При этом зеленый сигнал разрешает, а красный запрещает движение пешеходов (велосипедистов).
Для регулирования движения велосипедистов может использоваться также светофор с круглыми сигналами уменьшенного размера, дополненный прямоугольной табличкой белого цвета размером 200х200 мм с изображением велосипеда черного цвета.

9.5. Транспортные средства, скорость движения которых не должна превышать 40 км/ч или которые по техническим причинам не могут развивать такую скорость, должны двигаться по крайней правой полосе, кроме случаев объезда, обгона или перестроения перед поворотом налево, разворотом или остановкой в разрешенных случаях на левой стороне дороги.

19.1. В темное время суток и в условиях недостаточной видимости независимо от освещения дороги, а также в тоннелях на движущемся транспортном средстве должны быть включены следующие световые приборы:
— на всех механических транспортных средствах и мопедах — фары дальнего или ближнего света, на велосипедах — фары или фонари, на гужевых повозках — фонари (при их наличии);
— на прицепах и буксируемых механических транспортных средствах — габаритные огни.

24.1. Управлять велосипедом, гужевой повозкой (санями), быть погонщиком вьючных, верховых животных или стада при движении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом — не моложе 16 лет.

24.2. Велосипеды, мопеды, гужевые повозки (сани), верховые и вьючные животные должны двигаться только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Колонны велосипедистов, гужевых повозок (саней), верховых и вьючных животных при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов, верховых и вьючных животных и по 5 повозок (саней). Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80-100 м.

24.3. Водителям велосипеда и мопеда запрещается:
— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;
— перевозить пассажиров, кроме ребенка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надежными подножками;
— перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
— двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки;
— поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
— двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
Запрещается буксировка велосипедов и мопедов, а также велосипедами и мопедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом или мопедом.

24.4. На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрестка, водители велосипедов и мопедов должны уступить дорогу транспортным средствам, движущимся по этой дороге.

Главный вывод, который можно сделать, прочитав правила: велосипед в крупном городе поставлен практически вне закона. Так как подавляющее большиство улиц имеют более одной полосы для движения в одном напрвлении, и на таких дорогах велосипедист не может выезжать на вторую и далее полосы, а значит не может поворачивать налево…

Несколько советов, которые возможно помогут новичкам и не только увереннее чувствовать себя на дорогах и меньше попадать в неприятные ситуации.

Самое главное правило ДДД — Дай Дорогу Дураку. Это правило все знают, все одобряют, но мало кто вдумывается реально.

На велосипеде это правило актуально как нигде. Не секрет, что велосипедистов на дороге попросту зажимают. Есть конечно и откровенные хамы, но 90% водителей просто не знают, что с нами велосипедистами делать и не могут спрогнозировать наши действия. Поэтому нам приходится думать за них: видят ли они нас, как поймут наши действия? Не надо отмахиваться: мол я прав, а они что хотят то и делают. У них на кону небольшая вмятина и разбитое стекло, а у вас — Ваша жизнь…

Проверьте вашу экипировку. Не стесняйтесь выглядеть яркой вороной: чем заметнее вы на проезжей части тем лучше. Шнурки не должны свисать, чтобы не накрутиться на звездочку. На одежде не должно быть болтающихся частей, за которые вы можете зацепиться. На голове головной убор не должен слетать при порывах ветра.

Вы умеете кататься на велосипеде? Это не шутка, для движения по дороге вы должны уметь оборачиваться назад не меняя направления движения, тормозить на грани юза обоими тормозами, преодолевать на скорости препятствия в виде бордюров, колодцев и ям, двигаться на высокой скорости на минимальной дистанции от окружающих участников дорожного движения. Это непростые задачи для новичков, так что освойте велосипед прежде, чем выезжать на дорогу.

На дороге никогда не жмитесь к краю проезжей части! Например вас напугает близко проезжающий автомобиль или вы обернетесь назад и непроизвольно дернете рулем — и вот она, обочина! В городе это чревато тем, что вы можете зацепить педалью бордюр и тогда падение на дорогу неизбежно… За городом вы рискуете съехать на обочину и тоже потерять равновесие. Безопасная дистанция — примерно полметра от края проезжей части.

Препятствия (бордюры, ямы, особенно рельсы) всегда проезжайте под прямым углом. Особенно актуально при мокрой дороге! Если пересекать препятствия под не прямым углом велик риск соскальзывания колеса и последующего падения.

Выучите ПДД! Вы должны четко знать не только свои права, но и как ездят и смотрят на мир автомобилисты со своего водительского места.

На дороге ведите себя спокойно и уверенно. Главное — не предпринимайте никаких резких и непредсказуемых движений. Ваши действия должны бьыть понятны водителям. Если у вас приоритет в движении — пользуйтесь им, но будьте всегда готовы и уступить дорогу автомобилю.

При проезде перекрестков, пешеходных переходов, мест скопления автотранспорта и людей всегда снижайте скорость — помимо чисто физического эффекта (меньше скорость — слабее удар) это автоматически будет концентрировать вас на окружающих. Кроме того, всегда держите руки на ручках тормоза — время необходимое для того, чтобы перехватить руль (особено на шоссейных велосипедах) зачастую больше, чем время самого торможения до полной остановки.

Всегда пристально наблюдайте за потенциально опасными объектами: пешеходами, пересекаюшими вашу траекторию, машинами, припаркованными автомобилями. Всегда старайтесь убедиться что вас видят, ловите взгляд других участников дорожного движения, обращенный на вас (он будет обязательно, иначе вас не заметят!). Всегда старайтесь сами предвидеть их действия.

Объезжайте припаркованные автомобили не впритирку, а как можно дальше. Во-первых, водитель или пассажир, сидящий в авто, может внезапно (для вас конечно) открыть дверцу и вы просто в нее въедете. Во-вторых, у едущих сзади вас не будет соблазна объехать одним махом и вас и припаркованный автомобиль, «притерев» вас к стоящему авто.

Будьте внимательны к обгоняющим вас машинам: водители не умеют оценивать скорость велосипедистов, часто считают обгон просто объездом неподвижного препятствия. Как следствие, они могут сразу после обгона начать тормозить для остановки или поворота направо и будут удивлены, когда вы въедете им в зад или бок. Поэтому следите за теми кто вас опережает, чтобы быть готовыми к их торможению. Кроме того, я даже советую при приближении к перекресткам и поворотам во дворы, занимать середину полосы, чтобы у едущих сзади не оставалось возможности обогнать вас без выезда на соседнюю полосу — как правило это заставляет водителей воспринимать велосипед как реальное движущееся препятствие.

Алексей (Zyrua) Зырянов

Обсуждение на форуме Велолипецка…