«

»

Сен 16 2016

ВЕЛОЦВАЛЕ

Calcio. МАЙ 2016

00titul

Всего — 920 км. 90% асфальт
Время в седле — 58 ч 56 мин
Ср. скорость — 15.83 км/ч
Макс. скорость — 72.3 км/ч
Высоты: от 400 до 2395 м
Набор высоты: 11097 м
Сброс высоты: 13021 м

Как предисловие — о дороге

Велосипеды в любом виде провозить бесплатно в поездах теперь нельзя. С сентября 2015 года.
Проводницы при виде вела на перроне сразу требуют багажки (багажные квитанции). Спрашивают даже раньше, чем билет на проезд. Стоимость провоза 110-125 руб. (это при расстоянии проезда примерно 1500 км).

Оказывается даже в новом купе вполне сносно можно ехать с 4-мя велами.
Два вела спокойно вмещаются на верхнюю багажную полку, хотя она и меньше, чем в старых купейных вагонах. Два вела едут в проходе под столиком.

На комфорте сказывается, но для велотуристов терпимо. Зато весело, и нет возможных проблем с плацкартниками.

Алексей, поскольку билеты брал позже, ехал в другом вагоне. Точнее в другом вагоне ехали лишь его велосипед и вещи.

 

В поезде, как известно, сколько пива не бери — все-равно бежать за дополнительной порцией. Двойную цену на перроне платить — не наш вариант. А остановок продолжительностью 15-20 минут — очень немного. И одна из них — интересная станция Чертково. Государственная граница там проходит непонятно как для обычного пассажира.

  • Вы куда? — вопрошает «камуфляж».
  • В магазин.
  • Туда нельзя, там Украина.
  • А куда?
  • Направо. Через вокзал.

Пропускаем последнюю фразу мимо ушей.

 

  • Вы куда? — это уже второй «камуфляж» из «киоска»
  • В магазин.
  • Нельзя. Дальше Украина. Через вокзал.
  • Ну какая Украина, если магазин в 15 метрах за ленточкой?
  • Неположено.

Обходим через вокзал. Идем в магазин с другой стороны ленточки в 15 метрах.

И назад в обратной последовательности. -)))


ЭПИЗОД ПЕРВЫЙ. ВГД

Запланированный трип делился на две части. Добраться до Грузии можно либо самолетом, либо автотранспортом по военно-грузинской дороге. ЖД сообщения только через Баку — тот еще крюк. Морское сообщение пока нерегулярное.

Сама по себе ВГД — потрясающей красоты путь. Поэтому игнорировать его при поездке в Грузию — непростительно велотуристу! Как можно не взглянуть хотя бы на Казбек!?

Текста будет немного. Много будет фоток!

Во Владикавказ прибыли по расписанию. Не ранним утром. Погода практически пасмурная. Не холодно. Сухо.

Не спеша переложили вещи, сумки и гаджеты из поездного состояния в велопоходное. Сбросили велочехлы в камеру хранения вокзала. Правда Кирилл был настолько увлечен разглядыванием столицы Осетии, что про свой чехол забыл. Пришлось его потом хоронить на берегу Терека недалеко от Владикавказа.

200 км от Владикавказа до Тбилиси с подъемом в Крестовый перевал. Путь сквозь Главный кавказский хребет мимо величественного Казбека (Казбеги) проходит по ущельям-долинам рек Терека (Терги) и Арагви. В обе стороны у нас ушло 5 дней. Изначально планировали шесть. В Тбилиси (точнее в Мцхету) добирались три дня. Честно накрутив вверх в перевал и лихо — вниз. На обратном пути один день себе сократили автотрансфером до перевала.

В первый день планировался подъем. Один подъем. Сплошной подъем. Почти 50 км сначала довольно пологого, а последние 15 км довольно напряженного подъема. Без намеков на равнинность или хотя бы снижение градиента. Первые 35 км мы набрали всего-то 200 метров высоты, зато после границы на 15 километрах добрали остальные 800.

На выезде из Владика  основательно подкрепились. Лагман, пиво. Осетинский пирог с мясом — фыдджин не осилили. Взяли в дорогу.

 

ЖД вокзал

конная статуя Иссы Плиева

вид на Терек и Главный Кавказский хребет

снежный барс — символ Алании в бетоне

Это шумит весенний Терек

это шумит весенний Терек

поначалу дорога очень даже пологая

поначалу дорога очень даже пологая

до границы 10 км

На границе в этот день (а это была суббота перед первомайской Пасхой) — столпотворение. Очередь из фур началась от Нижнего Ларса, легковая очередь чуть короче — где-то 2 километра. Мы то, естественно, всех объехали. Пограничники нас даже притормозили минут на 15, пропустив вперед с десяток авто, чтоб жизнь медом не казалась. -)))

Через данный пункт пропуска не разрешено пересекать границу в пешем виде. Любой транспорт, но не на своих двоих. Сама процедура перехода простая. На два КПП затратили от силы 30-40 минут.

А дальше начался основной тягун в Степанцминду. Благо ветер в спину. Справа, слева, где-то внизу гремел Терек. Облачность была низкая. Так что красоты в первый день мы можно сказать и не видели вовсе. И Казбека не видели тоже.

Добрались засветло.

до границы 2 км

граница. грузинский КПП

граница. грузинский КПП

дарьяльский храм

дарьяльский храм

на горизонте - степанцминда

на горизонте — степанцминда

здесь мы ночевали за 16 лари

здесь мы ночевали за 16 лари

вот такой вид открылся утром. накануне снежных вершин видно не было

вот такой вид открылся утром. накануне снежных вершин видно не было

На утро распогодилось. Стало солнечно, хоть ветрено и облачно. Казбек, как и накануне, собрал вокруг себя непроницаемые облака. Пришлось знакомство с ним отложить на обратный путь.

На второй день предстояло переломить градиент на Крестовом перевале. Но до этого 20 км в гору с набором высоты еще 700 метров. Причем последние километров пять самые трудные, приходилось кое-где спешиваться.

Сначала дул сильный попутный ветер. Но за пяток км до перевала после очередного поворота за очередной склон ветер резко сменился на еще более сильный и холодный мордодуй. До самого перевала.

на утро распогодилось

на утро распогодилось

село гарбани по пути. там ароматнейший хлеб

свежайший хлеб за пол лари

свежайший хлеб за пол лари

вот за этим поворотом начался мордодуй

вот за этим поворотом и начался мордодуй!

река терги (терек)

река терги (терек)

степанцминда осталась позади

впереди самое трудное

деревенька каноби на противоположном берегу Терги

до перевала 6 км

приходилось спешиваться

градиент +10%

выход нарзана на поверхность

выход нарзана на поверхность

защитные тоннели от лавин

защитные тоннели от лавин

до перевала меньше километра. старые следы схода лавины

до перевала меньше километра. старые следы схода лавины

На перевале, традиционно, заварили «высокогорный» кофе. Наверху ветер лишь ненамного тише.

А потом началось! Больше 100 километров спуска. Правда основной спуск со свистом в ушах лишь на первых 30-40 км, а потом довольно полого. Даже некоторые торчки присутствуют. Но все-равно общий градиент на снижение.

На одном из витков серпантина неожиданно «нашлись» наши липецко-усманские-воронежские водники, с которыми в подъем как-то не удавалось найтись. Устроили совместный лагерь в окрестностях Пасанаури на одну ночевку. На утро они остались сплавляться, а мы покрутили в Мцхету.

 

крестовый перевал

крестовый перевал

вид с крестового перевала

вид с крестового перевала

ущелье белой арагви

ущелье белой арагви

монумент российско-грузинской дружбы

монумент российско-грузинской дружбы

там внизу — белый арагви

протокольное фото )))

за поворотом — гудаури

в тоннелях сыро и громко от машин

в тоннелях сыро и громко от машин

гудаури - горнолыжная столица грузии

гудаури — горнолыжная столица грузии

созерцание )))

созерцание )))

тоже типа созерцание

тоже типа созерцание

одна из многочисленных горных деревенек

одна из многочисленных горных деревенек

серпантин под гудаури. сразу на пол километра вниз

серпантин-стена под гудаури. сразу на пол километра вниз

полетели...

полетели…

аж свист в ушах...

аж свист в ушах…

руин крепостей тоже немало

руин крепостей тоже немало

Третий день был малозапоминающимся. Было солнечно и тепло. Даже жарко местами. И несколько кратковременных локальных дождевых зарядов. Добрались до Мцхеты.

К вечеру к нам присоединился второй Валерка, который прилетел самолетом в Тбилиси. И нас стало шестеро. Это дело как полагается отметили. Разместились в гостинице за 100 лари на 6-х.

 

крепость ананури на берегу жинвальского вдхр.

жинвальское водохранилище

жинвальское водохранилище

этот мост и далее 2 км - единственный торчок в третий день

этот мост и далее 2 км — единственный торчок в третий день

 

Следующий уже 4-й день — расслаблялись. Из тягот лишь подъем к монастырю Джвари днем. И переезд в Тбилиси к вечеру. Это уже другой эпизод путешествия, который я сейчас пропущу. Примерно 10 дней. А в отчете сразу «поверну» на обратный путь.


Итак через 10 дней мы снова были в Мцхете. Правда нас осталось 4-ро. Но об этом потом.

Решили подняться в Крестовый перевал автотрансфером. И поднялись.

На перевале за прошедшую декаду снега поубавилось. И ветер снова встречный, но теплый.

А нам хорошо! После перевала ни одного метра вверх. 70 километров — вниз. Два дня пути. Лафа… Катишься вниз и без конца останавливаешься. Просто чтобы посозерцать.

вновь на высоте 2395

вновь на высоте 2395

снега поубавилось -)))

снега поубавилось -)))

теперь только вниз

теперь только вниз

вниз. только вниз

вниз. только вниз

нарзан

нарзан с газиками

свеженалитый нарзан хранить не более 12 часов. портится...

свеженалитый нарзан хранить не более 12 часов. портится…

не замечаешь как скорость 70+

не замечаешь как скорость 70+

меня лихо остановили попутчики. кофейная пауза!

...

долина терги (терека)

долина терги (терека)

Хотя вру…

Факультативно мы все-таки поднялись на 400 метров вверх в Гергети. По грунтовке. Даже налегке это было обильно потовыделяющее занятие. Тем более грунтовка — та еще разбитая УАЗиками и Мицубиси Delica’ми жесть.

А Казбек соизволил показаться. Хоть и не полностью. Хоть и кратковременно. Хоть и в 5 утра. -)))

гергети. церковь святой троицы

гергети. церковь святой троицы

гергети. церковь святой троицы

четырехтысячники грузии

четырехтысячники грузии

казбеги на рассвете во всей красе

казбеги на рассвете во всей красе

застенчивый казбек днем

застенчивый казбек днем

последние грузинские хинкали в дорогу

последние грузинские хинкали в дорогу

На въезде во Владикавказ остановились попить пивка в той же кафешке. До поезда было еще несколько часов.

Познакомились и разговорились с местными ребятами-велосипедистами Русланом и Сосланом. Они рассказывали нам об Осетии и угощали пивом, стреляя деньги на пиво на расположенном рядом посту ДПС у ГАИшников. Угощали на славу так, что потом на вокзал и на поезд пришлось поторапливаться. -))))

Эпизод второй