«

Сен 06 2017

БАЛКАНСКИЙ ТУР

Kolonel. Май 2017

 

Югославия, Сербия — не знаю почему, но с детства название этих стран и народов вызывало у меня тёплые чувства,  намного позже, когда Федеративная Югославия распалась на отдельные государства и мне  удалось неоднократно побывать в тех краях, а именно в Черногории, мои  чувства к этому народу только укрепились. Планируя велопоход на 2016 год пришла идея проехать от Черногории до Украины, но политическая обстановка  обострялась, и опасаясь встречи с украинскими ура-патриотами, пришлось отложить этот интересный маршрут до лучших времен, а пока проехались от чешской Праги до белорусского Бреста… Наступил 2017 год, опять встал вопрос куда ехать,  «лучшие времена» на Украине не наступили, а бывшая Югославия по-прежнему манила, к тому же, мне очень хотелось и не терпелось познакомить своего друга-напарника с этим прекрасным народом… Решено, едем!  Несколько изменили маршрут, теперь конечной точкой была не Украина, а  опять белорусский Брест. В итоге маршрут получился вот такой

Время определили — начало мая, чтобы в пути было  ни холодно и не жарко, общая продолжительность путешествия 16 дней, больше не могли себе позволить. Загодя купили билеты на самолет до Черногорского Тивата и на поезд от Бреста до Липецка и занялись подготовкой велосипедов — смазали все что надо, Юра на своем велосипеде поменял все спицы с одной стороны, купили зеркала заднего вида (очень-очень пригодились!)…

Перед отъездом обдумывали разные варианты упаковки велосипедов, изучили опыт других велотуристов, кто-то упаковывал в картонные коробки, кто-то в велочехлы, мы остановились на варианте с упаковочной пленкой.

В итоге подготовленный к перевозке самолетом велосипед выглядел вот так.

А весь наш багаж в аэропорту «Домодедово» выглядел вот так

Надо сказать, что перевозка велосипеда самолетом не дешевое удовольствие, при цене билета 8000 руб. пришлось 6500 руб. доплатить за перевозку велосипеда. Возможно, у нас получился не самый бюджетный вариант из всех возможных, но уж как получилось…

3-4 мая

Из аэропорта «Домодедово» вылетели самолетом авиакомпании «J7» строго по расписанию и через 3 часа 20 минут приземлились в черногорском аэропорту «Тиват». Черногория встретила нас великолепной велосипедной погодой – светило солнце, но было не жарко, около +20. На выходе из здания аэропорта роилась толпа местных таксистов рассчитывавших на нас заработать, но увы, в эту «Тулу» мы приехали со своими «самоварами». За час распаковали, собрали и отрегулировали велосипеды и двинулись в путь.

 

 

На этот день в плане было проехать всего 25 км вдоль побережья Адриатического моря до небольшого семейного отельчика «Нико» расположенного на берегу в поселке Рафаиловичи. Весенняя Черногория радовала солнцем, цветущими растениями, чудным морским воздухом… Не спеша за два часа доехали до отеля, трафик на дороге был плотный, что несколько напрягало, старались, по возможности, ехать по тротуарам и пешеходным дорожкам.

 

Проехали мимо города Будва, осмотр достопримечательностей которого отложили на завтрашний день.

В отеле нас уже ждали друзья из местных и русские туристы-парапланеристы, поселились в апартаментах на третьем этаже с видом на море.

Вид из окна номера в отельчике «Нико» в п. Рафаиловичи.


Ужинать пошли в уютный ресторанчик у отеля «Обала» с видом на море, мои старые знакомые официанты Нико и Любо встретили нас как родных.

 

Взяли на двоих одну порцию чивапчичей с пивом и наелись до отвала…

5 мая

На этот день планировали полдня посвятить полетам на парапланах, но с погодой не повезло, заехали на автомобиле с друзьями-парапланеристами на старт, расположенный на высоте около 800 м., кстати для интересующихся парапланеристов — место  старта, обещают в этом году выложить тротуарной плиткой и получится очень комфортный и безопасный старт. Полюбовались с высоты видом на море…

Вернулись в отель, оседлали велосипеды и двинулись в путь…

Заехали в  Будву, побродили-поездили по древним улочкам «Старого Града», очень колоритное место.

И поехали в другой древний город Котор, расположенный в очень живописном месте в самом конце Которского залива зажатого тысячеметровыми горами. В этом городе я прежде бывал много раз, но тем не менее, с большим удовольствием, прошелся с другом по его узким историческим улочкам, помнящим ещё древних римлян и средневековых рыцарей, пообедали в ресторанчике на центральной площади, и двинулись дальше…

Вдоль берега Которского залива доехали до кемпинга «Ловчен», расположенного у паромной переправы, где и остановились на ночлег, на площадке под оливами, инжиром, кипарисами и соснами. Кричали чайки, проплывали рядом огромные круизные суда, яхты …

В кемпинге работал душ и туалет, а кухни не было, разжились кипятком у дежурной на ресепшине…, в общем обошлись сухим пайком и чаем с ещё домашних запасов. Дневной пробег составил 45 км.

6 мая

По утру быстренько собрались и двинули в путь. На этот день в плане была переправа на пароме через Которский залив и далее через перевал в Боснию и Герцеговину, а точнее в Сербскую Краину до города Требинье.

Переправились очень быстро, паромы ходят каждые 20 минут и стоит всего по 1 евро с человека.

Живописная дорога, по прежнему, шла вдоль залива, была прекрасная погода, очень хотелось и дальше крутить педали вдоль моря…,

но вскоре пришлось свернуть в сторону гор и начался затяжной 20 километровый подъем на перевал, основную часть подъема, из-за крутизны, прошли пешком, благо, что погода была хоть и солнечная, но не жаркая, около 20 градусов.

По пути остановились на обеденный перекус в придорожной кафешке, голод и жажду утолили гигантскими бутербродами с сыром и пршутом (местная разновидность хамона) и чаем.

Набор высоты на перевале составил около 900 м. За перевалом дорога пошла вниз и мы въехали в Сербскую Краину. На границе стоял небольшой домик с полицейским, поздоровались по-русски, нам в ответ с улыбкой сказали «Добар дан! Добродошли ! », поставили печати в паспорта и мы поехали дальше. Вся пограничная процедура заняла не более 5 минут.

Через 40 километров въехали в городок Требинье, нашли отельчик с заранее забронированным через сайт booking.com номером, судя по его состоянию, его только-только построили, и мы были в нем первыми постояльцами. На ресепшене никого не было, а ключи от входа в отель и в наш номер нам выдали в ближащем магазинчике. Номер был очень приличный и не дорогой, а в качестве презента была бутылочка местного сухого винца, после тяжелого дня она была очень кстати.

Организмы наши еще были на стадии акклиматизации и адаптации к физической нагрузке, морды лица за день почернели и обгорели…  Дневной пробег составил 70 км. Спали, как говорится «без задних ног».

7 мая

Проснулись под шум дождя, собрались, а дождь по-прежнему шел и шел не переставая,  метеопрогноз на день был не утешительным – целый день дожди…  Решили сегодняшний дневной переход до боснийского города Мостар преодолеть на автобусе, дождались когда дождь из ливневого превратился в мелкий моросящий и поехали искать автовокзал. Пока ехали до автовокзала, дождик постепенно сошел на нет и в той стороне, куда нам предстояло ехать, среди низких свинцовых туч появился обнадеживающий просвет.

  

 

 

 

 

 

 

 

Решение созрело мгновенно —  едим на велосипедах ! «Навител» в смартфонах проложил «короткую» дорогу протяженностью около  90 км , и мы решительно рванули вперед! Но проехав несколько километров в гору по узким улочкам засомневались в правильности выбранного пути – предлагаемая навигатором дорога сомнительного качества шла куда-то вверх в высокие горы, а внизу вдоль долины, по равнине,  в нужном нам направлении шла отличная автомобильная дорога. Развернулись, доехали до ближайших домов и давай спрашивать местных, по какой дороге нам лучше ехать, останавливались прохожие, выглядывали из окон ближайших домов жители, никто не оставался безучастным, все очень доброжелательно и эмоционально жестикулируя принялись нам объяснять, как нам следует ехать, но из их объяснений мы толком ничего не могли понять, выручил подъехавший на спортивном велосипеде паренек. Представился гидом местного велосипедного турклуба и предложил следовать за ним, дабы выехать на нужную нам дорогу. Через несколько километров, мы действительно выехали на эту автодорогу. Расставаясь с добрым пареньком познакомились поближе, имя у него оказалось вполне русское — Игорь. В благодарность подарили ему  значёк в виде «Ордена Победы» на георгиевской ленточке, которых мы загодя, по-случаю, купили несколько штук в аэропорту «Домодедово», чем очень его обрадовали. Попрощались и двинулись дальше.

Ехали по очень живописной долине между гор и радовались принятому решению, было бы очень обидно проехать мимо такой красоты в автобусе. Тучи и дождь был позади и впереди нас, а над нами светило солнце… Но, избежать дождя нам, все-таки не удалось. На пол-пути, тучи сошлись у нас над головой и хлынул дождь. На этот случай у нас был припасен тент, быстро натянули его на обочине дороги и обосновались на «перекус».

    

Через пол-часа дождь закончился и мы продолжили путь. Проехали родное село известного сербского святого Василия Острожского.

И выехали на широкую долину именуемую «Попово поле», засаженную огромными плантациями винограда из которого делают знаменитое сербское вино «Вранац».

Не могли мы проехать мимо придорожной «винАрни» не отведав этого чудного напитка, как говорится «из первых рук». Добрый серб с радостью нас обслужил.

Отведав по бокальчику чудного «вранаца» поехали дальше (вот еще одно из преимуществ путешествия на велосипеде ). Дорога шла по Сербской Краине, где в 1992-94 г.г. шли ожесточенные бои гражданской войны в бывшей Югославии. С первыми свидетельствами этого мы столкнулись в г. Любинье, в  Православном Храме на центральной площади находится мемориальная доска павшим в той страшной братоубийственной войне.

Пришло время обеда, в поисках кафе объехали весь городок, и в конце-концов остановились пообедать в кафе на въезде в город мимо которого уже проезжали. Пока обедали погода окончательно испортилась, хлынул ливень и на небе не было видно ни единого просвета. Пришлось искать ночлег  в этом городке, официант позвонил куда-то и за нами приехал гостеприимный хозяин небольшого дома, предложил скромные, но вполне подходящие для нас апартаменты, а по случаю какого-то местного религиозного праздника принес лакомство в виде национальной коврижки с чаем.

Дневной пробег составил 65 км.

8 мая

Погода наладилась, на этот день в плане было пересечь границу между Сербской Краиной и Федерацией Боснии и Герцеговины, доехать до г. Мостар и далее на автобусе добраться до столицы Боснии и Герцеговины г. Сараево.  Утро выдалось замечательное, погода наладилась, учитывая грандиозность планов на этот день выехали пораньше, в 7-00.

Дорога, по-прежнему, шла по гористо-холмистой местности, но уже без крутых подъемов. Вскоре пересекли границу и въехали на территорию Федерации Боснии и Герцеговины. Православные храмы сменились мечетями с минаретами, вдоль дороги периодически встречались таблички предупреждающие о минах, то тут, то там встречались развалины домов оставшиеся со времен гражданской войны 1992-94 г.г.

 

Отношение к нам, русским, было вполне доброжелательное, без каких бы то ни было проблем, общались с местными на русском языке, точнее мы говорили на русском, нам отвечали на сербском и понимали друг друга хорошо.

Доехали благополучно до г. Мостар, но оказалось, что поезд на котором мы рассчитывали доехать до Сараево, уже не ходит, пришлось ехать на автовокзал. В кассе нам сказали, чтобы мы сами договаривались с водителями о возможности ехать на автобусе с велосипедами. Пока ожидали автобуса упаковали велосипеды в чехлы. Велочехлы в этом нашем путешествии оказались абсолютно необходимы, не смотря на их довольно приличный вес.

   Готовясь к путешествию и изучая, предварительно наш маршрут, прочитали, что дорога Мостар-Сараево не проезжаема на велосипедах, поэтому мы и решили воспользоваться общественным транспортом, и теперь проехав эту очень живописную дорогу на автобусе, думаю, что , в крайнем случае, можно было бы проехать на велосипедах, но сложностью в этом было бы очень интенсивное движение, узкая дорога, отсутствие обочин и обилие туннелей (штук 20-30).

Сараево предстало нашему взору с многочисленными следами боев на фасадах зданий расположенных вдоль дороги. Город, безусловно колоритный, но красивым я бы его не назвал. Какая-то хаотичная смесь модерна, восточной архитектуры и австро-венгерского имперского стиля. Чувствуется бывшее сильное влияние Османской империи. Старые кварталы, мне чем-то, напомнили крымский Бахчисарай, этакий остров восточной культуры посреди Европы.

   

Из туристических справочников мы знали, что в Сараево нужно держать «ухо в остро» из-за обилия воров и всякого рода мошенников на улицах. Пока,  выгрузившись из автобуса, распаковывали и собирали велосипеды, около нас возник  подозрительный паренек, вполне прилично одетый, но с каким-то бегающим по-сторонам взглядом, чуть погодя он обратился к нам на английском языке с просьбой дать ему денег, ответили, что наличных нет, все деньги на карточке. Паренек отошел в сторону и начал куда-то эмоционально звонить… Юра оценив ситуацию, сказал: «Надо валить …» . По-быстрому прикрутили колеса, педали и рванули куда глаза глядят, к ближайшему людному месту- торговому центру.  Но возле магазина, видимо, действовала другая воровская банда. Только мы остановились, чтобы поправить рюкзаки, подрегулировать тормоза, осмотреться и сообразить где находится нужный нам отель, как вокруг начали крутиться малолетки цыганской наружности… Нам нужно было доехать до отеля «Гранд», построенного для участников зимней олимпиады 1982 г., забили его адрес в «Навител», и поехали руководствуясь его командами. В предыдущих путешествиях мы не раз сталкивались с «шутками»  «Навитела», и здесь он решил над нами пошутить в очередной раз и повел нас по городским улицам, но в такую крутую гору, куда не то что ехать, идти было очень-очень трудно, кроссовки скользили по сухому бетону, пот катил градом, ноги переставлялись из последних сил…, через пол-часа мучений мы уперлись в крутую лестницу, казалось, что нужный нам отель где-то рядом, был соблазн разгрузить велосипеды и штурмом взять эту проклятую лестницу, но разум взял верх, не может быть, чтобы к большому отелю не было нормального подъезда! И мы развернулись назад, спускаться можно было только пешком ведя велосипеды на зажатых тормозах. Спустились вниз, «Навител» пересчитал маршрут и, теперь, предложил двигаться в обход. На этот раз подъем был не такой крутой, но по-прежнему пришлось двигаться пешком. Зашли на самый верх, а дальше навигатор повел по параллельной дороге вниз, спустились, и вот, наконец, он наш отель «Гранд» с забронированным двухместным номером. В итоге получилось, что вместо того, чтобы проехать около километра по совершенно ровной дороге, нам пришлось несколько километров пыхтеть по горам… Поселились в отличном номере, велосипеды поставили на хранение в гостиничном бомбоубежище за толстенной бронированной дверью, рассчитанной на противодействие ядерному взрыву.

В итоге, за день проехали на велосипедах 60 км и 130 км на автобусе.

9 мая.

Проснулись рано-рано утром от призывных возгласов муэдзина, доносящегося из громкоговорителей установленных на минарете мечети. Сходили на завтрак, входящий в стоимость гостиничного номера, упаковали вещи в рюкзаки, и налегке поехали поглазеть по улицам Сараево. Нас, прежде всего , интересовал исторический центр и всё что встретится по пути… В целом, впечатление о Сараево я описал выше, а здесь отмечу, что передвижение по дорогам этого города представляет определенную опасность, за несколько километров езды нас несколько раз чуть-чуть не переехали лихие местные водители. Наглядевшись сараевской экзотики вернулись в отель за вещами и отправились на ж/д вокзал, теперь нам предстояло на электричке доехать до города Добой, расположенного уже и опять в Сербской Краине – вот так причудливо расположились относительно друг друга бывшие республики Федеративной Югославии, а теперь уже независимые государства.

Оказавшись опять в Сербской Краине, почувствовали психологическое облегчение, дружелюбие,  уважение, желание помочь к нам русским проявлялось на каждом шагу… Хозяин придорожной кафешки был тронут до слез нашим визитом к нему.

В каждом селе, у дороги, нас неизменно встречал мемориал павшим в войне 1992-94 г.г. Удивляет, количество погибших – на небольшое село в несколько десятков дворов, приходилось по 20-40 павших  мужчин-защитников. Война ни одну семью не обошла стороной.