↑ Вернуться > ВелоМай

Веломай в истории велопробегов

Юрий (Yurik) Михайлов. Май 2009

Прошедший веломарафонский сезон 2008 года был 126-ым в России. Как выяснилось, несмотря на небольшую популярность веломарафонов сейчас, до 17-го года Россия была одной из «веломарафонских держав».

Главным отличием пробегов от походов выходного дня (ПВД) является их более спортивная ориентация; здесь гораздо больше внимания уделяется собственно езде, нежели привалам, хотя редко какой пробег обходится без привалов. Не тратится время и на сидение в электричках: если для стандартного ПВД из 16 часов «от дома до дома» собственно на езду приходится лишь 4-5, то в пробегах ходовое время достигает 10-12 часов.

История велопробегов по Центральной России нашего времени достаточно богата.  Обычно считается, что такие скоростные велопутешествия, как пробеги, сравнительно молодой для нашей страны вид туризма; дескать, «на западе» — да, это традиционный вид, а у нас — почти экзотический. Но скорее — это хорошо забытый вид. Ведь, собственно, весь русский многодневный велотуризм начинался в конце прошлого века со скоростных, по тем временам, туров из Москвы в Санкт-Петербург, которые до революции 1917 года почти ежегодно проводили московские «велосипедисты-циклисты».

Первый велосипед с педалями и рулем в России был построен крепостным кузнецом Артамоновым. Именно на нем первый велосипедист прикатил из Верхотурья на Урале в Москву. Толпа людей, собравшихся на Ходынском поле, с изумлением наблюдала за удивительной двухколесной тележкой Артамонова. Тот далекий теперь уже день — 15 сентября 1801 года и считается “днем рождения” велосипеда. В прочем, как и марафонских велопробегов.

В 1889 году поручик русской армии Г. Мартос совершил 52-дневное велопутешествие из Петербурга в Лондон, проехав более пяти тысяч вёрст. По пути он встречался с многочисленными энтузиастами велосипеда, в том числе и с парижскими велосипедистами, рассказывая им о богатом опыте проведения, как бы мы сейчас сказали, «пробегов выходного дня» московскими и петербургскими обществами велосипедистов. И выступал с идеей организации международных пробегов. Вполне возможно, что именно его зажигательные рассказы (а поручики русской армии в то время хорошо владели иностранными языками) и послужили для Шарля Террона толчком инициировать марафон Париж-Брест-Париж.

Российские пробеги на длинные дистанции зародились в начале 80-х годов IX века в обеих столицах. 1882 год: Петербург — Иматра. 1883 год: несколько пробегов по Московской губернии и один — в Тверь, то есть до соседнего губернского центра. Можно считать эти пробеги первыми, хотя, возможно, до нас просто не дошли сведения о более ранних событиях. Вскоре велосипедисты освоили и расстояние между двумя столицами. Точной информации о первых таких пробегах нет, но вот косвенные данные: когда в 1895 году был организован пробег Петербург-Москва на международном уровне, организаторы ссылались на свой уже 10-летний опыт.

В том пробеге 1895 года приняли участие велосипедисты из порядка двадцати городов четырёх стран (это по политико-административному делению того времени — сейчас эти города принадлежат девяти странам). В последующие годы круг участников международного пробега Петербург-Москва расширился, пробег в конце XIX века проводился почти каждый год. Попутно заметим, что веломарафон Париж-Брест-Париж (старейшая из ныне проводящихся гонок, хотя и имеющая с середины 50-х гг. любительский статус и, согласно регламенту, не имеющая призового фонда) вышел на международный уровень только в следующем веке.

Тут нужно пояснить вот что.
На заре велоспорта протяженность этапов не регламентировалась. Не редкостью были этапы в 400-500 км. (тогда и велосипеды были совсем другие, современные переключатели стали применяться где-то с 30-40-х гг., до того велосипеды были двухскоростными и переключение осуществлялось перестановкой колеса, и грунтовые дороги или брусчатка не были редкостью даже в Европе), которые проходились в течении суток.

С приходом в спорт коммерции и телевидения стали более популярны дистанции, прохождение которых не превышало бы половины светового дня летом в Европе. Профессионалы стали соревноваться по новым правилам, а марафоны стали уделом любителей и ветеранов, которые просто любят ездить много и не очень напряжно (хотя некоторые из таких любителей проезжают 1200 км по сложной французской трассе за 40 с небольшим часов, женщины — за 50 с небольшим), не гоняясь за призовыми.

Исторически сложилось, что в России (Советском Союзе) велопробегами на средние и длинные дистанции назывались пробеги протяженностью более 100 и 200 км соответственно (порой еще употребляется термин «сверхдлинные дистанции» — более 500 км). Веломарафон — термин европейский, полностью соответствующий нашим пробегам на длинные дистанции; однако, в последнее время под влиянием американцев европейская планка была снижена до 160 км (то есть до их 100 миль).

Современная история веломарафонов в России начинается с конца 80-х годов, когда клуб «Караван» стал проводить пробеги из Москвы в Ярославль, Питер, Нижний Новгород. Присоединение России в 94-ом году к BRM (Международная Ассоциация Веломарафонцев) несильно изменило концепцию веломарафонов. Просто был округлен километраж дистанции, когда это требовалось.

С 2007-го года в России (Архангельск) стали проводиться зимние веломарафоны.

Крупнейшим веломарафонским клубом России является «Балтийская Звезда» из Питера, которая входит в 10-ку крупнейших веломарафонских клубов мира.

С 95-го года российские веломарафонцы участвуют в марафоне «Париж-Брест-Париж». Некоторые преодолевают эту дистанцию второй, и даже третий раз. Марафон проводится раз в 4 года. Помимо этого марафона есть еще 1400-км марафон Лондон-Эдинбург-Лондон, свои марафоны проводят Германия, Штаты, Италия, Болгария. В России организовать общий для всех марафон очень сложно, т.к. существует много антагонизмов в подходах к прокладке маршрута («Караван» и «Балтийская Звезда» предпочитают линейные, с разными точками старта и финиша, Волгоград — возвратную либо кольцевую (старт/финиш в одном месте), на Урале в ходу «клеверная» (когда, например, во время 1200-км марафона делается четыре разных круга с четырехкратным пересечением Екатеринбурга). Кроме того, чисто географические причины мешают собраться всем единовременно. Однако, есть некоторая тенденция к тому, чтобы 1200-км марафоны, проводимые «Балтийской Звездой» были общероссийскими.

В Штатах, славящихся гигантоманией, проводится RAAM — Race Accross America, протяженностью около 5000 км. В России, в этом сезоне ростовцами был проведен марафон Мурманск-Сочи, который преодолеть удалось только одному гонщику.

Ну а что же Липецк в Российской истории велопробегов?

К сожалению, Липецкая история велосипеда не включает в себя большое количество данных мероприятий. Из последних пробегов, проведённых в прошедшем сезоне, вспоминаются лишь пробег Липецк – Сочи, проведённый Федерацией мультиспорта и пробег «Вело май 2008» клуба «ВелоЛипецк»

Что же такое «Веломай»?

Немного истории…

Целями проведения пробега «Веломай» являются: популяризация веломарафона, как разновидности экстремального велотуризма, проверка своих возможностей в условиях, близких к экстремальным. Развитие выносливости при длительном движении на велосипеде, приобретение опыта прохождения веломарафонов.

Датой рождения «Веломая» можно считать 29 мая 2007 года. В этот день был проведён первый пробег по маршруту Липецк – Мичуринск – Липецк.

мичуринск

Хотя в полном объёме говорить о пробеге, на тот момент, всё же нельзя. Обычная покатушка протяжённостью в 160 км. Да и участие в ней приняли всего четыре человека.

В 2008 году пробег приобрёл своё официальное название – «Веломай». Была проведена большая работа по подготовке мероприятия, рекламе. Приглашены участники из города Воронежа. Был изменён маршрут пробега при сохранении дистанции прохождения в 160км. Маршрут был выбран Липецк – Усмань – Рамонь – Воронеж. Трасса проходила по красивейшим местам Липецкой и Воронежской областей, по Воронежскому заповеднику. Основная часть дорог, на протяжении маршрута, имеет асфальтовое покрытие. Но есть и не большой, примерно 10км, участок лесных дорог.

18 мая 2008 года стартовал «Веломай-2008». В этом пробеге приняли участие уже 11 официально зарегистрированных участников из трёх городов – Липецк, Воронеж и Елец.

Вело май 2008

Кроме того к пробегу присоединились не официальные участники в городах Усмань и Рамонь. Во время пробега была организована авто поддержка, питание на маршруте, а по окончании участникам были выданы памятные дипломы.

Мы надеемся, что пробег «Веломай-2011» соберёт ещё большее количество участников и станет одним из главных велособытий города Липецка.

Юрий (Yurik) Михайлов.

По материалам сайтов www.caravan.hobby.ru

www.velolipetsk.ru